Введение в цифровую графику


Введение в цифровую графику

         

Автоматическая растеризация



Автоматическая растеризация

Вывод на печать также обеспечивает автоматическую растеризацию, но здесь есть определенный выбор, связанный с выбором устройства печати. А это, в свою очередь, определяет качество печати. Выбор принтера с точки зрения растеризации означает всего-навсего активизацию того или иного драйвера печати. Физически принтер не всегда и необходим, например для выполнения так называемой отложенной печати, которую обеспечивает известный флажок Print to File (Печать в файл), находящийся в диалоговом окне Print (Печать) подавляющего числа приложений (рис. 15.3). Отложенная печать позволяет преодолеть проблемы, связанные с несовпадением комплектации и настроек операционных систем на разных компьютерах.



Цвет и форма



Цвет и форма

Войти в историческое существование можно лишь посредством артикулированной формы.

Мераб Мамардашвили

Цвет и форма неразрывно связаны между собой как дополняющие и определяющие друг друга, то есть изменение формы меняет цвет, за переменой цвета следует перемена форма.

Константин Петров-Водкин


Художники, которые работают карандашом, кистью, иными художественными материалами, применяют разные живописные и графические техники, отчетливо представляют себе, что существуют всего две основные категории изобразительного искусства — цвет и форма.

В "чистой" живописи работают цветом, каждый мазок на холсте — это цветовое пятно, а все живописное произведение — совокупность таких пятен. Однако впечатление от картины не сводится только к восприятию цветных пятен, напротив, когда зритель располагается на определенном расстоянии, цветовые пятна создают ощущение пространства, а следовательно, цветовые элементы преобразуются в различные формы, свойственные объективной реальности.



Декоративные методы трассировки



Декоративные методы трассировки

Указанные выше методы трассировки являются основными, но некоторые программы предлагают и другие способы трассировки, которые обеспечивают разнообразные декоративные принципы.

Метод "эскиз" (Sketch) является векторным художественным фильтром и предназначен для имитации штрихового рисунка, совокупности штрихов которого расположены на нескольких слоях и взаимно пересекаются.

Общий вид получаемого рисунка напоминает очень упрощенную гравюру на металле.

Методы "мозаика" (Mosaic) и "объемная мозаика" (3D Mosaic) являются векторными художественными фильтрами и предназачены для превращения пиксельного изображения в совокупность простых векторных объектов, общий вид которых представляет собой мозаичное изображение: простое или объемное.
Метод "гравюра на дереве" (Woodcut) является по своему назначению векторным художественным фильтром (эффектом) и предназначен для имитации гравюры, ширина штрихов которой определяется распределением тональных уровней в исходном изображении.



в настоящей главе рассматриваются их



Глава 15.

Взаимные преобразования пиксельной и векторной графики

После рассмотрения достоинств и недостатков пиксельной и векторной графики в настоящей главе рассматриваются их взаимные переходы, на чем и заканчивается изложение основных принципов цифровой графики.

Несмотря на столь противоположные качества, между векторными и пиксельными изображениями нет непроходимой пропасти.

Из способов взаимных преобразований наиболее очевидным является преобразование векторных изображений в пиксельные (процесс растеризации) и более сложным, требующим специальной подготовки, — преобразование пиксельных изображений в векторные (процесс трассировки).

В данной главе рассмотриваются технологии преобразования векторных изображений в пиксельные и наоборот.

Векторные изображения легче всего конвертируются в пиксельные изображения, в этом практически нет исключений или ограничений. Такой процесс чаще всего называется растеризацией.
Несколько сложнее с пиксельными изображениями: для того чтобы осуществить конвертирование, необходимо предварительно выполнить подготовительную работу. Процесс называется векторизацией или трассировкой.

Взаимные преобразования...



Глава 15 Взаимные преобразования пиксельной и векторной графики Цвет и форма Растеризация Автоматическая растеризация "Ручная" растеризация Преимущество векторных изображений Трассировка Смысл трассировки Способы трассировки "Ручная" трассировка Инструменты трассировки Программы трассировки Методы трассировки Метод трассировки "по очертанию" Метод трассировки "по средней линии" Декоративные методы трассировки Подготовка пиксельных изображений для трассировки Распознавание текста



Инструменты трассировки



Инструменты трассировки

В некоторых векторных программах (например, Adobe Illustrator и Macromedia FreeHand) предусмотрены специализированные инструменты, которые позволяют выполнить трассировку несложных пиксельных изображений. В CorelDRAW, например, эта функция является дополнительной для обычных инструментов.



Метод трассировки "по средней линии"



Метод трассировки "по средней линии"

Метод трассировки "по средней линии" (centerline) предназначен для трассировки технических изображений (чертежей, схем) и изображений делового характера (таблиц, диаграмм), а также любых изображений с более или менее одинаковой толщиной линий (рис. 15.9).



Методы трассировки



Методы трассировки

Метод трассировки "по очертанию"

Метод трассировки "по очертанию" (outline) предназначен для трассировки изображений с четкими цветовыми областями (пятнами различной величины и линиями неодинаковой толщины), но, как правило, обеспечивается трассировка любого цветного изображения, хотя в этом случае возможны (а иногда желательны) значительные "обобщения" цветовых пятен.

Названным методом можно обрабатывать как двухцветные, так и многоцветные изображения. Принцип работы контурного метода состоит в очерчивании контуром цветной области в пределах допуска и заполнении се соответствующим цветом.



Определение


Растеризация — это процедура преобразования векторных контуров в битовую карту и совокупность пиксельных элементов.

Результатом процедуры растеризации (векторного объекта) является пиксельное изображение, которое и используется для представления на экране монитора или даже для печати.

Вообще говоря, процесс растеризации векторных изображений — это процесс, который происходит непрерывно и скрыто от пользователя. Функция растеризации — непременный атрибут любой программы, использующей векторные изображения. Для тех программ, которые не ориентированы изначально для работы с векторными объектами, требуются дополнительные модули или специальные приложения.



Определение


Слово "драйвер" — это производное от английского "to drive", что означает "управлять". В компьютерных технологиях драйвер — это программа, инсталлируемая в операционную систему для взаимодействия программного приложения, например графического редактора, и физического устройства, например принтера. К функциям драйвера относятся обработка прерываний, управление запросами к устройству, преобразование всей поступающей от приложения информации в команды управления устройством.

Таким Образом, наличие драйверов решает проблему стыковки программных приложений с ограниченным числом внешних устройств. Виртуальные драйверы располагают собственными интерфейсами, в которых отражены многочисленные настройки, например драйверы офисного лазерного принтера

(рис. 15.5), цветного офисного принтера (рис. 15.6) и фотонаборного автомата (рис. 15.7).



Подготовка пиксельных изображений для трассировки



Подготовка пиксельных изображений для трассировки

В качестве одного из условий достижения требуемого результата трассировки выступает необходимость подготовки исходного изображения.



Преимущество векторных изображений



Преимущество векторных изображений

Если учитывать последствия неизбежного преобразования векторного изображения в пиксельное (временного для экрана или окончательного для печати), то возникает очевидный вопрос: к чему эта сложная возня с векторной графикой, если в конечном счете она оказывается втиснутой в растровую сетку.

Для ответа на этот вопрос надо учесть, что процедура растеризации, во-первых, происходит с учетом внешнего разрешения устройства (экрана, Принтера и т. д.), а во-вторых, она выполняется независимо от самого векторного изображения (в этом состоит аппаратная независимость векторного изображения, которое почти никак специально не готовится для вывода на самый широкий спектр внешних устройств).

Векторному изображению обеспечивается максимальное качество, на которое способно данное устройство и алгоритмы растеризации, используемые в данном устройстве (при этом ничего не изменяя в самом векторном объекте).

В этом и заключается принципиальное различие пиксельной и векторной графики, когда их документы отправляются на одинаковые устройства визуализации, результаты могут быть совершенно разными. Если элементы устройства печати будут во много раз мельче пикселов изображения, это все равно не "спасет" пиксельное изображение.

Данное различие очень важно, поэтому на следующих рисунках покажем условную растеризацию похожих рисунков.



Самое идеальное сканирование эту ситуацию



Дизайнер имеет только оригинал логотипа.

Самое идеальное сканирование эту ситуацию не улучшит, тем более, если использовать его для работы с логотипом в разных масштабах. Спасение — только в векторном представлении.



Довольно часто дизайнеру необходимо создать



Довольно часто дизайнеру необходимо создать графическое изображение (рисунок) из имеющегося пиксельного с определенной художественной нагрузкой. Такой рисунок (логотип авторской серии) можно видеть на обложке данной книги.

Все известные векторные программы включают



Все известные векторные программы включают фильтры для обработки пиксельных изображений и, кроме того, предлагают команды конвертирования векторных изображений в пиксельные (не в качестве экспорта, а для применения в недрах программы).

Пиксельные программы, в свою очередь, используют векторы для построения сложного контура выделенной области и для создания обтравочного контура.

С практической стороны чрезвычайно важно и то, что между этими принципами нет непроходимой пропасти, они допускают взаимные преобразования друг в друга: растеризацию и трассировку.

При очень значительном масштабировании фрагментов



При очень значительном масштабировании фрагментов векторных (математических, т. е. без обводки и заливки) контуров отображение линии обеспечивается практически одними и теми же пикселами (рис. 15.1).

Это связано с тем, что пиксельная сетка не изменяется, а математический контур, не имеющий обводки и заливки, всякий раз отображается пикселами одинакового размера.

Именно по этой причине диапазоны масштабирования в пиксельной и векторной графике отличаются в сотни раз. Например, для сравнения: в программе пиксельной графики Adobe Photoshop можно увеличивать изображения от 100 до 1600%, т. в. в шестнадцать раз, а в программе векторной графики CorelDRAW— от 100 до 302 057%, т. е. более чем в 3000 раз. В программах Adobe Illustrator и Macromedia FreeHand возможности значительно скромнее: от 100 до 6400%, т. е. только в 64 раза. И тем не менее это в четыре раза превышает возможности пиксельного редактора.

Суть этого процесса заключается в том, что векторный объект сначала подвергается пространственной дискретизации, т. е. на это изображение "накладывается" сетка с определенными заранее ячейками. Затем в пределах этих ячеек обеспечивается квантование по уровню тона (или трем уровням для фиксирования цвета) и последующее кодирование.

Более подробную информацию о сущности дискретизации и квантования см. в частях II и ///.



Операционная система Windows до недавнего



Операционная система Windows до недавнего времени не имела возможности растеризовать векторные шрифты формата Adobe Туре 1, поэтому для быстрой растеризации таких шрифтов (для экрана и печати) использовалась специальная программа ATM (Adobe Type Manager) — рис. 15.2.



Пиксельную визуализацию векторных изображений можно



Пиксельную визуализацию векторных изображений можно сравнить с пиксельным изображением диктора на экране телевизора, которое никак не влияет на его физическое существование в студии.

Растеризация в пределах векторной программы происходит с утратой исходного векторного изображения и преобразованием его в совокупность пикселов, т. е. в матрицу цветовых значений (со всеми вытекающими отсюда последствиями).

Выбрав команду Rasterize (Растеризовать) или подобную, пользователь оказывается перед необходимостью выбора традиционных параметров пиксельного изображения в соответствующем диалоговом окне: размеров, разрешения и глубины цвета (цветовой режим), хотя они и могут называться по-разному.

Другим вариантом растеризации является экспортирование в пиксельный документ векторного изображения целиком или только выделенных объектов. В программах векторной графики существуют команды, позволяющие осуществлять такую растеризацию, например Bitmap Export (Экспортирование битовый формат).

Очевидно, что логика параметров растеризации векторного изображения как внутри программы, так и при экспортировании, одна и та же:

сначала определить общий размер пиксельной сетки;
затем установить размер ячейки этой сетки, т. е. размер элемента дискретизации — пиксела; наконец, определить количество битов квантования, т. е. глубину цвета, для каждого пиксела.

Программы трассировки



Программы трассировки

Из программ трассировки наиболее известны следующие: О Adobe Streamline, которая распространяется независимо; О CorelTRACE, входит в пакет CorelDRAW.

Полное описание этих программных продуктов представлено в книгах по программам Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и CorelDRAW. Информацию об этих книгах смотрите на сайте http://www.bhv.ru/pono.

В программах используются более точные и многообразные настройки, а также несколько методов трассировки.



"Ручная" растеризация



"Ручная" растеризация

В настоящее время любой векторный редактор располагает возможностью конвертирования как всего документа, так и произвольной совокупности объектов в пиксельное изображение, которое остается размещенным в векторном документе.



"Ручная" трассировка



"Ручная" трассировка

Сущность ручной трассировки заключается в рисовании поверх пиксельного изображения векторных контуров всеми доступными средствами векторных программ. При этом трассируемое пиксельное изображение размещается на обычном (или фоновом) слое и фиксируется (locked), иногда его можно "притушить" по тону (dimmed), Затем, вооружившись подходящим инструментом, можно приступать к обводке.

В процессе трассировки пользователю следует, прежде всего, заботиться об оптимальности количества опорных точек, чего не могут обеспечить практически никакие способы автоматической трассировки пиксельных изображений.



Распознавание текста



Распознавание текста

В настоящее время все шире используется программное обеспечение, предназначенное для преобразования сканированных страниц книг или журналов в текстовый формат (например, состоящий из символов стандарта ASCII). Эти программы относятся к довольно сложным интеллектуальным системам оптического распознавания символов (OCR, т. е. Optical Character Recognition).

В основном эти программы применяются как альтернатива ввода текста с клавиатуры в том случае, когда имеется достаточно качественный печатный экземпляр.

Технология распознавания, хотя и значительно сложнее трассировки, но во многом аналогична трассировке, поэтому необходимо соблюдение примерно тех же условий сканирования, которые указаны в предыдущем разделе.

Резюме

Пиксельная графика оперирует пикселами, имеющими определенное цветовое значение и однозначное расположение в сетке битовой карты. При редактировании пиксельной графики изменяется цвет определенной совокупности пикселов. Изменение цвета влечет за собой изменение формы изображаемых предметов. Пиксельные изображения хороши для создания фотореалистических изображений.
Векторная графика оперирует математическими объектами, которые независимы от параметров внешнего устройства (монитора, принтера). При редактировании векторной графики изменяется в первую очередь форма объекта, а цвет играет второстепенную роль. Векторные изображения используются для отображения объектов с четкими границами и ясными деталями.
Векторная графика практически всегда замыкается на устройства, которые по своей природе являются пиксельными. Для того чтобы непрерывно преобразовывать векторное изображение для представления на пиксельных устройствах применяют процедуру, называемую растеризацией, результатом которой является пиксельное изображение.
Драйвер конкретного печатного устройства как раз и обеспечивает процедуру растеризации.
В настоящее время любой векторный редактор располагает возможностью конвертирования как всего документа, так и произвольной совокупности объектов в пиксельное изображение, которое остается размещенным в документе,
Другим вариантом растеризации является экспортирование векторного изображения целиком или только выделенных объектов в пиксельный документ.
Противоположным направлением процедуре растеризации является преобразование пиксельной графики в векторную. Это направление называется векторизацией или трассировкой. Существуют ручная трассировка (обводка), выполняемая с помощью обычных векторных инструментов, автоматическая трассировка, выполняемая специализированными средствами программы (трассировка внутри программы), и автоматическая трассировка, выполняемая специализированными программами.
Метод трассировки "по очертанию" предназначен для изображений с четкими цветовыми областями, метод трассировки "по средней линии" предназначен для трассировки технических изображений.
В качестве одного из условий достижения требуемого результата трассировки выступает необходимость подготовки исходного изображения. У пиксельной графики — следующие достоинства: аппаратная реализуемость, программная независимость и фотореалистичность, и следующие недостатки: значительный объем, проблемы с трансформациями, аппаратная зависимость.
У векторной графики — следующие достоинства: минимальный объем файла, свободное трансформирование, аппаратная независимость, и следующие недостатки: аппаратная нереализуемость, программная зависимость и жесткость графики.
Пиксельная графика оперирует пикселами, имеющими определенное цветовое значение и однозначное расположение в сетке битовой карты.
Векторная графика оперирует математическими объектами, которые независимы от параметров внешнего устройства (монитора, принтера).
Для преобразования векторного изображения в пиксельное используется процедура растеризации.
Для преобразования пиксельного изображения в векторное используется процедура трассировки.
В качестве одного из условий достижения требуемого результата трассировки выступает необходимость подготовки исходного изображения.

Данные выводы подводят черту под полным рассмотрением оснополагаю-щих принципов цифровой графики — как пиксельной, так и векторной. Однако важной составляющей компьютерных технологий дизайна являются способы описания цветовой информации, основам которой целиком посвящена следующая часть.



Растеризация



Растеризация

Создание любого векторного объекта (проволочного контура) и работа с ним происходят в полном смысле слова виртуально. Этого процесса никто никогда не видит. Потому что нет способа отобразить это адекватным (векторным!) способом. Можно возразить, что этот процесс наблюдают на экранах мониторов миллионы пользователей векторных программ. Правильно, однако стоит вспомнить, что экран — это пиксельная сетка, т. е. представление типичной пиксельной графики.

Таким образом, векторная графика практически всегда замыкается на устройства, которые по своей природе являются пиксельными. Во-первых, это— мониторы, а кроме того, все принтеры, плоттеры, фотонаборные автоматы и устройства цифровой офсетной печати. Все перечисленные устройства строят изображения из дискретных элементов, которые обладают всеми указанными выше недостатками.

Краткую информацию об устройствах, входящих в настольные издательские системы, с/и. в части I.

Для того чтобы непрерывно преобразовывать векторное изображение для представления на пиксельных устройствах, используется процедура, которая называется "растеризация".

При работе в векторном редакторе экран всякий раз отображает результат растеризации. При этом пользователь по большому счету никаких средств для управления этим процессом не имеет. В графических И текстовых ре-дакторах блок растеризации встроен в ткань программы и непрерывно выполняет процедуру, независимо от желания пользователя.



Увеличение математического контура в 1000 раз



Рис. 15.1. Увеличение математического контура в 1000 раз



Интерфейс программы ATM



Рис. 15.2. Интерфейс программы ATM

Помимо скрытой растеризации, существует возможность выполнять растеризацию, как говориться, "по желанию".



Флажок Print to File...



Рис. 15.3. Флажок Print to File в типичном диалоговом окне Print

Эту возможность предлагает и операционная система, в которой инсталлируется определенная совокупность принтеров (рис. 15.4).



Папка Принтеры с набором драйверов принтеров



Рис. 15.4. Папка Принтеры с набором драйверов принтеров

Драйвер конкретного печатного устройства как раз и обеспечивает процедуру растеризации, т. е. учет всех настроек принтера и некоторые дополнительные функции, которыми он располагает.



Интерфейс офисного лазерного принтера



Рис. 15.5. Интерфейс офисного лазерного принтера



Интерфейс цветного принтера



Рис. 15.6. Интерфейс цветного принтера

Рис. 15.7. Интерфейс фотонаборного автомата



Фрагмент топографической карты с изолиниями



Рис. 15.8. Фрагмент топографической карты с изолиниями

Изолинии — это, по сути дела, линейная конструкция, основанная на опорных точках, только в данном случае используется равенство или близость цветовых значений в битовой матрице.

Если окружить области с одинаковыми или близкими цветами (с одинаковыми или близкими значениями), образуются векторные контуры.



Пример изображения...



Рис. 15.9. Пример изображения для трассировки методом "по средной линии"

Этот метод особенно эффективен для черно-белых штриховых документов. Принцип работы метода "по средней линии" заключается в том, что программа не очерчивает линию По периметру, а, определяя центр линии, создает линейный контур.



Смысл трассировки



Смысл трассировки

Если вспомнить, что пиксельное изображение — это совокупность чисел, определяющих цветовые характеристики, то вполне разумно допустить, что среди них достаточное количество одинаковых или, по крайней мере, близких. И если вспомнить, что именно цвет создает форму, не менее разумно допустить, что границы цветовых пятен формируют какие-либо объекты.

Эти соображения приводят к мысли о методе изолиний, который широко применяется, например, в геодезии и географии.



Справка


Метод изолиний — это картографирование (изображение) непрерывных и постепенно изменяющихся в пространстве явлений (глубины водоемов, распределения температур и прочего) с помощью изолиний. Используется на топографических картах (рис. 15.8).

Изолинии (от греческого слова "isos", что означает "равный") — линии на географических картах, графиках, соединяющие точки с одинаковым значением какого-либо количественного показателя, например высоту над уровнем моря. Таких линий только в географии насчитывается около пятидесяти.



Трассировка



Трассировка

Противоположным действием процедуры растеризации является преобразование пиксельной графики в векторную. Это действие называется векторизацией (vectorisation) (более научное название) или трассировкой (tracing) (обычное название данного процесса).

Примером может служить использование карандашного эскиза в качестве

основы для графического листа, создаваемого в векторной программе. Задача трассировки состоит в том, что, располагая сканированным изображением, необходимо каким-то образом получить его векторный аналог.



в виду, что результат, который



Следует иметь в виду, что результат, который могут обеспечить такие инструменты, очень часто оставляет желать лучшего и практически всегда требуется тщательная доработка. В связи с этим во многих случаях рациональнее выполнять трассировку вручную.

Современные программные приложения, предназначенные для



Современные программные приложения, предназначенные для трассировки, не выдвигают особых формальных ограничений для пиксельных изображений, но, вместе с тем, разработчики устанавливают для достижения определенного качества те или иные требования.

К общим требованиям можно отнести следующие условия.

Разрешение сканированного изображения желательно иметь в пределах от 300 до 600 ppi, хотя допускается возможность работы и с меньшим разрешением, но при этом трудно ожидать хорошего качества.
Отсканированные изображения не должны содержать полиграфического растра, поэтому для трассировки следует использовать изображения с фотографий или слайдов (или специальным образом удалять растровую структуру).
Особое внимание следует уделить изображениям, включающим шрифт. Трассировать следует только достаточно крупный шрифт (не менее 36 пунктов), более мелкий шрифт лучше удалить средствами любой пиксельной программы, например Adobe Photoshop.
Следует учесть, что для работы с пиксельным изображением необходим объем оперативной или дисковой памяти в несколько раз больший, чем требуется для сохранения файла.
Чистота и ясность изображения играют решающую роль для качественной трассировки. Если используемый оригинал имеет, например, дефекты, пятна, царапины, то такое изображение следует тщательно довести до нужного уровня в пиксельной программе, например в Adobe Photoshop.

Вообще говоря, все наше восприятие



Вообще говоря, все наше восприятие объективной реальности строится на ощущениях цвета (например, далекую панораму нельзя воспринимать иначе, другие органы чувств не участвуют). В нашем мышлении не существует никаких представлений и преобразований формы как таковой. Сознание не оперирует, скажем, объемным предметом (шаром), когда мы видим его на каком-либо расстоянии. Мы можем судить о шаре (и его объеме) только по цветовой картине (совокупности цветовых отношений), воспринимаемой органами зрения. На сетчатку глаза поступает только цветовая информация, и совокупность цветов (света, полутень, рефлекс и т. д.) позволяет нам судить о пространстве и о форме (объемно-пространственное восприятие). В объективной реальности существует форма, которую человек воспринимает по изменению цвета. Это позволяет в конечном счете моделировать трехмерную объективную реальность на плоскости. В самом деле, не играет роли, откуда пришли в органы зрения цветовые потоки: от действительного шара, освещенного лампой, или от его изображения на бумаге (фотография, рисунок, живопись). Если бы это было не так, изобразительное искусство и фотография стали бы принципиально невозможными (в лучшем случае использовались бы объемные макеты). Тем более что восприятие изображений на плоскости нехарактерно для живых существ, кроме человека (собака по фотографии не узнает хозяина). Дети также начинают воспринимать плоские изображения только с определенного возраста. Восприятие цвета на плоскости и конструирование по этому цвету форм в пространстве — свойство достаточно развитого человеческого сознания.

Компьютерные способы кодирования графики (пиксельную и векторную) также можно рассмотреть с точки зрения цвета и формы. Первое различие состоит в используемых элементах.

Пиксельная графика оперирует только пикселами, имеющими определенное цветовое значение и однозначное расположение в сетке битовой карты.
Векторная графика оперирует математическими объектами, которые независимы от параметров внешнего устройства (монитора, принтера).
Следующее различие касается собственно взаимосвязи цвета и формы.

При редактировании пиксельной графики изменяется цвет определенной совокупности пикселов. Изменение цвета влечет за собой изменение формы изображаемых предметов. Цвет И форма в этом виде Графики неотделимы друг от друга, но в смысле технологии цвет первичен, а форма является производным от цвета. В чистом виде (без цвета в широком понимании) форма не существует. Процесс создания изображений пик-сельной графики, если не считать компьютерной специфики, практически идентичен работе традиционного художника, который за счет расположения на плоскости мазков краски (нужный цвет в нужном месте) создает иллюзорную действительность (пространство, объем, освещение, материальность, фактурность).
При редактировании векторной графики изменяется в первую очередь форма объекта, а цвет играет второстепенную роль. Цвет и форма в этом виде графики независимы друг от друга, и в смысле технологии форма первична, а цвет — просто заполнитель формы (что и отражает термин Fill - "заливка"). В чистом виде (без контурной формы как сосуда) цвета не существует. Процесс создания изображений векторной графики, если также не считать компьютерной специфики, напоминает работу худож-ника-аппликатиста, который вырезает формы из белой бумаги, затем окрашивает их цветом или печатает на них клише, раскладывает полученные формы на плоскости (в том числе, перекрывая некоторые из них), тем самым создавая декоративно-условную композицию.
С учетом вышеизложенного эти принципы кодирования получают различные области применения.

Пиксельные изображения хороши для создания фотореалистических изображений с тонкими цветовыми переходами и нюансами — это портрет, пейзаж, живописный коллаж, фотография.
Векторные изображения используются для отображения объектов с четкими границами и ясными деталями — это шрифт, логотип, графический знак, орнамент, декоративная композиция в рекламе и полиграфической продукции.
Все сказанное можно кратко и наглядно отобразить в форме таблицы

(табл. 15.1).

Таблица 15.1. Цвет и форма в пиксельной и векторной графике



Пиксельная графика

Векторная графика

Элементы
изображения

Цвет

Форма

Области применения

Пикселы (pixels)

Первичен

Вторична

Живопись, фотография

Контуры (paths)

Вторичен

Первична

Графический дизайн, шрифт

Пользователь, занимающийся компьютерной цифровой графикой, версткой изданий, композицией, должен точно знать достоинства и недостатки двух способов представления графической информации, с выгодой использовать достоинства и по мере возможности избегать недостатков.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент происходит взаимное проникновение элементов пиксельной графики в редакторы векторной графики и, наоборот, элементов векторной графики — в редакторы пиксельной графики.



Это уже не процедура визуализации,



Это уже не процедура визуализации, когда векторное изображение остается неизменным, а пиксельное изображение отображается только устройствами визуализации (МОНИТОР, принтер), а реальное формирование пиксельного изображения.



При визуализации пиксельного изображения возможно



При визуализации пиксельного изображения возможно возникновение погрешностей (муар) наложения собственной сетки и сетки растеризации.

Примерный аналог этой процедуры можно



Примерный аналог этой процедуры можно видеть при работе с инструментом Magic Wand (Волшебная палочка) в программах пиксельной графики. Данный инструмент специальным образом окружает цветовую область — бегущей штриховой линией ("муравьиной тропой"). Кстати, такая близость подчеркивается возможностью программного преобразования выделенной области в векторный контур.



в виду, что адекватное преобразование



Следует иметь в виду, что адекватное преобразование пиксельного изображения в векторное практически недостижимо, поскольку изображение, воспринимаемое человеком, является значимым только для него и только человек способен воспринимать сочетание различных цветов в качестве единого объекта (например, кто, кроме человека, может определить у "ежика в тумане", где кончается ежик и начинается туман). Программа же трассировки действует на основе простого принципа: очерчивание областей с одинаковыми или близкими цветами, которые фактически могут относиться к совершенно разным

"Объектам". Разумеется, на уровне очерчивания каждого пиксела изображения векторная "картинка" приблизится к исходной пиксельной, но в этом случае она потеряет преимущества, присущие векторной графике, а именно — работу с большими объектами и возможность их свободной трансформации.

Простой принцип, лежащий в основе трассировки, получил развитие в нескольких способах трассировки.