Введение в цифровую графику

         

Аппаратная независимость



Аппаратная независимость

Указанная выше особенность является основой для следующего достоинства, которое формулируется как "аппаратная независимость Независимость не означает одного постоянного (и как считают, неизменно высокого) качества изображения. Отнюдь! Коль скоро векторные изображения визуализируются на внешних устройствах, имеющих самые разные уровни качества, в том числе и очень низкие, например экран монитора или простейший ("офисный") принтер. А от этих устройств, понятно, невозможно требовать высокого качества.

Аппаратная независимость означает совсем другое: векторное изображение не требует специальной подготовки для вывода и, собственно говоря, предварительного учета параметров внешнего устройства.



Аппаратная зависимость



Аппаратная зависимость

Для пиксельной графики можно сформулировать еще один принципиальнейший недостаток - "пиксельная графика аппаратно зависима". Кстати, в нем фокусируется вся суть принципа пиксельной графики.

В самом деле, у этого недостатка две причины.



Если обобщенно рассмотреть внешние устройства (мониторы, принтеры и фотонаборные автоматы), то практически все они визуализируют изображения средствами битовой карты. Любое изображение строится из совокупности каких-либо элементов (например, пикселов экрана, капель чернил, точек тонера, пятен, создаваемых лазерным лучом), поэтому каждое из таких устройств характеризуется собственным разрешением.

И этот параметр играет существенную роль при печати изображения,

т. к. происходит наложение дискретной сетки изображения на дискретную сетку устройства. И далеко не всегда эта "встреча" благоприятна для окончательного результата. В частности, именно это "событие" является причиной муара.

Краткую информацию о муаре см. в части III.

С другой стороны, сетка дискретизации изображения формируется, к сожалению, в самом начале процесса, а последующие изменения сетки дискретизации (разрешения), как это мы выяснили в предыдущем разделе, вовсе не дают никакого улучшения.

Таким образом, приходится признать, что перед созданием изображения (например, перед сканированием) пользователь уже должен ясно себе представлять условия вывода изображения на визуализирующих устройствах.

Данную ситуацию можно разобрать на следующих условных примерах.



ЧАСТЬ V.



ЧАСТЬ V.

СРАВНЕНИЕ и ПЕРЕХОДЫ ПИКСЕЛЬНОЙ И ВЕКТОРНОЙ ГРАФИКИ

Глава 14. Достоинства и недостатки пиксельной и векторной графики
Глава 15. Взаимные преобразования пиксельной и векторной графики

Эта часть является продолжением частей III и IV, в ней рассматриваются одновременно пиксельная и векторная графика.

В предыдущих двух частях рассматривались пиксельная и векторная графика как два разных и независимых друг от друга способа кодирования графической информации (пиксельная графика использует матричную математику, а векторная графика построена на геометрических принципах).

Хотя каждый способ обладает несомненными достоинствами, тем не менее ни тот ни другой не лишен недостатков. Поэтому необходимо выяснить баланс достоинств и недостатков каждого вида в отдельности, а также общий баланс обоих видов, когда достоинства и недостатки перекрывают друг друга: недостатки одной реализуются в достоинствах другой.

Детальному рассмотрению достоинств и недостатков пиксельной и векторной графики посвящена глава 14.

Следует также рассмотреть принципы взаимных переходов между пиксельной и векторной графикой и научиться конвертировать каждый вид в свою противоположность, тем самым извлекая максимум достоинств из того или иного вида графики.

В главе 15 излагаются способы конвертирования пиксельной графики в векторную и векторной в пиксельную, т. е. обсуждаются технологии растеризации и трассировки.

Из этого неизбежно следует, что оба способа являются взаимодополняющими и, по сути, неразрывными формами компьютерной графики.



Достоинства пиксельной графики



Достоинства пиксельной графики

Аппаратная реализуемость

Самым выдающимся достоинством пиксельной графики является простота

принципа, лежащего в ее основе: принудительная дискретизация на элементы и оцифровка их в соответствии с какими-либо заранее заданными таблицами квантования.

Подробную информацию о процедурах дискретизации и квантования см. в части III.

Следствием этого служит не только тот факт, что каждый из нас интуитивно понимает принцип работы, даже не обращаясь к математике. Скажем, дети легко воспринимают метод рисования "по клеточкам". Важнее другое: простота принципа создала условия для того, чтобы реализоваться в определенных технических системах, т. е. важным следствием явилась аппаратная реализуемость.

Аппаратная реализуемость означает, что к настоящему моменту изобретены и доведены до массового производства определенные классы устройств, которые позволяют автоматизировать процедуру преобразования графической информации в цифровую форму. В этой фразе главное слово — "автоматизировать", поскольку существуют устройства, например сканеры или цифровые фотокамеры, которые при правильном использовании и при правильной установке параметров автоматически реализуют функцию ввода графической информации.

Наличие таких устройств подняло значение пиксельной графики на недосягаемую высоту. И сейчас представить себе деятельность дизайнера, художника, графика без таких устройств практически немыслимо.

Краткую информацию о таких устройствах см. в части I.

В настоящее время неисчислимая армия дизайнеров сканирует абсолютно все, что удается втиснуть в планшетный сканер: фотографии, негативы, эскизы, рисунки, акварели, репродукции, шрифт, логотипы и т. д. Кроме того, многие используют в своей работе разнообразные текстуры, а потому умудряются раскладывать на предметном столе и сканировать камешки, драпировки, веточки, листики, мелкие предметы канцелярии, быта и многое другое.

Совершенно очевидно, что этому виду графики суждена долгая жизнь, невзирая на множество недостатков, которые еще предстоит обсудить. Это тем более справедливо, что технические ограничения, связанные с объемами и скоростями, постепенно уменьшаются.



Фотореалистичность



Фотореалистичность

Указанные выше достоинства пиксельной графики носят объективный характер. Безусловное благо — автоматическое конвертирование изображения в цифровую форму или независимость от программного обеспечения. А обсуждаемое в данный момент свойство пиксельной графики, которое формулируется как "фотореалистичность", является достоинством только в том случае, если мы стремимся максимально достоверно передать объективную реальность или живописные и фотографические оригиналы.

Как правило, характерными особенностями фотореалистичности являются множество цветов, градиенты, сложное освещение, наличие мягких тоновых переходов (дымка, туманы, облачность и т. п.) — т. е. все то, что каждый из нас обнаруживает в реалистическом изобразительном искусстве, в фотографии и в объективной реальности.



Данная глава продолжает части III



Глава 14

.

Достоинства и недостатки пиксельной и векторной графики

Данная глава продолжает части III и IV и подробно рассматривает достоинства и недостатки пиксельной и векторной графики.

Не бывает достоинств, которые бы не строились на каких-либо недостатках. Пришло время детально обсудить достоинства и недостатки пиксельной и векторной графики.

Каждый из видов графики имеет свои достоинства и недостатки, важно отметить определенную "зеркальность" их достоинств и недостатков.

Глава начинается с достоинств пиксельной графики, которых у нее не так уж много (два принципиальных и одно относительное):

аппаратная реализуемость; программная независимость;
фотореалистичность изображений.
Затем выявляются недостатки пиксельной графики, на которые стоит обратить особое внимание:

значительный объем файлов;
принципиальные сложности трансформирования пиксельных изображений;
аппаратная зависимость — причина многих погрешностей;
отсутствие объектов.
Достоинства и недостатки векторной графики являются зеркальным отражением достоинств и недостатков пиксельной графики.

Достоинства векторной графики:
минимальный объем файла,
полная свобода трансформаций;
аппаратная независимость;
Объектно-ориентированный характер векторной графики.
Вместе с тем, неизбежны и недостатки векторной графики (два принципиальных и одно условное):

отсутствие аппаратной реализуемости; программная зависимость;
жесткость векторной графики.

Достоинства и недостатки...



ЧАСТЬ V СРАВНЕНИЕ и ПЕРЕХОДЫ ПИКСЕЛЬНОЙ И ВЕКТОРНОЙ ГРАФИКИ Глава 14 Достоинства и недостатки пиксельной и векторной графики Достоинства пиксельной графики
Программная независимость Фотореалистичность
Недостатки пиксельной графики Проблемы с трансформациями Аппаратная зависимость Свобода трансформирования Аппаратная независимость Программная зависимость Жесткость векторной графики



Жесткость векторной графики



Жесткость векторной графики

Разработчики векторных приложений прилагают массу усилий, чтобы внести в векторные изображения элементы реалистичности (прозрачность, градиенты, падающие тени и т. п.), однако, по сути, они являются чуждыми для этого направления графики.

Векторные контуры, векторные изображения, конечно, отличаются достаточно жесткой структурой ("сухостью", "фанерностью"). Но в определенных областях дизайна (шрифты, торговые знаки, логотипы) такая жесткость является непременным требованием. Более того, точный, резкий и, как говорят художники, "звонкий" контур — непременное условие графического дизайна. Знак (с большой буквы!) не терпит приблизительности.

В данном случае отсутствие фотореалистичности нельзя считать каким-либо дефектом (тем более что попытки создать фотореалистические изображения делаются, например одна такая попытка стоила компании Corel огромных штрафов: речь идет об изображении на фирменной коробке версии 8). Но поскольку сравнение идет с программами пиксельной графики, то можно его признать относительным недостатком.

Резюме

Для наглядного представления достоинств и недостатков и сопоставления пиксельной и векторной графики можно составить следующую итоговую таблицу (табл. 14.2).

Таблица 14.2. Сравнение достоинств и недостатков пиксельной и векторной графики

Пиксельная графика

Векторная графика

Аппаратная реализуемость

Программная независимость

Фотореалистичность графики

Аппаратная нереализуемость Программная зависимость

Минимальный объем файла Свободное трансформирование изображений

Аппаратная независимость

Невзирая на такие противоположные свойства, а может быть, благодаря им, эти два вида графики не только сосуществуют, но и дают возможность преобразовывать один вид цифровой графики в другой.

Рассмотрев достоинства и недостатки пиксельной и векторной графики, следует перейти к способам взаимного конвертирования одного вида в другой. Это дает возможность дизайнеру свободно использовать оба вида графики с максимальной выгодой.



Недостатки пиксельной графики



Недостатки пиксельной графики

Объем файла

За все приходится платить,

И, может, это справедливо. Павел Хмара

Самый первый недостаток, который мы уже обсуждали и с которым сразу сталкиваются пользователи, — это объем файлов.

Информацию о расчетах объемов пиксельных документов см. в главе 10.

В главе 10 мы выяснили, что объем файла пиксельной графики зависит только от трех параметров, а именно: от геометрических размеров, от значения разрешения и от значения глубины цвета. В выведенной там же формуле объем файла в байтах равняется произведению длины изображения (в дюймах) на разрешение (в ppi), ширины изображения (в дюймах) на разрешение (в ppi) и на глубину цвета (в байтах на пиксел).

Пример

Если при сканировании изображения в один квадратный дюйм (а это размер почтовой марки) установлено разрешение 600 ppi, то в однобитовом режиме создается 360 000 пикселов, для хранения которых необходимо около 44 Кбайт. Если режим меняется на тоновый (серая шкала), то объем файла увеличится до 352 Кбайт, а если на цветной — до 1,06 Мбайт.

Объем файла измеряется, как известно, в байтах, килобайтах, мегабайтах и гигабайтах. Наличие этих приставок (кило-, мега- и гига-) как раз и является достаточно неприятным недостатком. Причем эта неприятность усугубляется тем огорчительным фактом, что объем пиксельного файла ни в малейшей мере не зависит от содержания.



Пример-метафора


Конвертирование векторных изображений из одной программы в другую можно сравнить с переводом с одного языка на другой. Когда мы говорим о простых вещах, т. е. обычные стандартные фразы, это можно почти дословно перевести на другой язык (существуют эквиваленты). А когда речь заходит о поэзии, о художественной прозе, перевод становится весьма приблизительным. Классический пример — пьеса "Гамлет" Шекспира на русском языке существует в переводах Пастернака, Лозинского и Щепкиной-Куперник. И это очень разные "Гамлеты"! Существует уникальная постановка пьесы, в которой используются фрагменты всех трех переводов (режиссер Роберт Стуруа).



документе редкое изображение, которое сумели



Например, мы решили использовать в печатном рекламном блоке- документе редкое изображение, которое сумели найти только в Интернете. Изображение предназначено только для экрана и обладает очень низким разрешением (72 ppi). Пробный оттиск на офисном струйном принтере показал, что оттиск не обладает достаточным качеством.



в фотонаборном автомате будет иметь



Изображение, например, эллипса, созданное в векторной программе и отпечатанное на "плохом" принтере, получится неказистым, а выведенное на пленку в фотонаборном автомате будет иметь идеальное представление.

Тогда очевиден вопрос: в чем же преимущество векторной графики? Преимущество в том, что указанное изображение эллипса специально не готовится. На любом этапе работы с векторными объектами нет необходимости специально учитывать условия вывода.

Сравните ситуацию с пиксельной графикой (см. табл. 14.1).

Это преимущество строится на том, что построение векторных объектов не связано с какой бы то ни было заранее определяемой сеткой. В конечном счете, конечно, сетки не миновать, но она является ситуативно внешней по отношению к самому изображению, кроме того она используется на конечном этапе.



с этим же изображением был



Документ с этим же изображением был отправлен на фотонаборное устройство и отпечатан. Результат оказался плачевным... При том, что на той же странице оказались и качественные изображения (одна и та же полоса, одни и те же устройства, одна и та же пленка — а качество разное).



Программа Adobe Photoshop позволяет сохранить



Программа Adobe Photoshop позволяет сохранить документ с многочисленными слоями, с несколькими альфа-каналами и массой специфических настроек во внутреннем формате PSD.

Популярность и особые функции, востребованные для того или иного направления развития техники, превращают форматы, имевшие сугубо утилитарный характер, в широко используемый и стандартный.

Иногда и забытые форматы возвращаются к жизни. Например, графический стандарт GIF, не обладающий особыми достоинствами с точки зрения печати и полиграфии, вдруг оказался сверхпопулярным в интернет-технологиях.

И здесь важно отметить один момент. Стандартность форматов отнюдь не означает, что все они идентичны. Стандартность означает только открытость структуры файла, на основе которой принципиально не сложно создавать конвертеры для открытия или импортирования документа в том или ином формате, а также для сохранения или экспортирования.

Многие программы в процессе своей инсталляции предлагают пользователю самостоятельно сформировать список таких конвертеров для импортирования и экспортирования форматов пиксельных файлов.

И еще одно важное следствие, которое мы уже однажды обсуждали.

Информацию об этом с/и. в разд. "Особенность битовой карты" главы 8.

Оно заключается в том, что у полученного изображения (неважно, каким именно образом: с помощью цифрового аппарата, с помощью сканера или с помощью мыши), сохраненного в одном из стандартных форматов, связь с источником этого изображения теряется.

Впоследствии уже никакой роли не играет, откуда это изображение было получено. Когда вы используете пиксельное изображение, совсем не легко определить источник этого изображения.

Поэтому программная независимость пиксельных изображений позволяет использовать их даже для передачи короткой текстовой информации.



После этого решили использовать профессиональные



После этого решили использовать профессиональные слайды и высококачественные устройства сканирования. Печать на том же офисном струйном принтере огорчила, прироста качества, соизмеримого с затратами, добиться не удалось.



в названиях многих программных приложений,



Совсем не случайно в названиях многих программных приложений, посвященных пиксельной графике, присутствует слово "фото" (photo), например Adobe Photoshop, CorelPHOTOPAINT, Ulead PhotoImpact и др.

Пиксельная графика— это идеальный вид графики для художника-живописца и фотографа. В период модернизма, постмодернизма и современного искусства реализм является мало ценимым атрибутом, более того, это слово получило даже негативный оттенок, но, тем не менее, его никто отменить не способен. Например, на экране телевизора мы вряд ли хотим видеть кубические изображения (цветные кубики и квадратики), а не "реалистических" дикторов или актеров. Да и собственное фотографическое изображение никто не захочет искажать и деформировать в угоду новомодным течениям.

Кроме того, существуют целые области, которые всегда требуют реалистических изображений, например реклама продуктов питания. На упаковке образец печенья нельзя передать с помощью абстрактных кружков, квадрата -ков и пятнышек, а наоборот, желательно для искушения потребителя передать это печенье в самом "натуральном виде", чтобы зрителю казалось, что оно пахнет и хрустит. Поэтому, невзирая на то, что изобразительное искусство давно ушло в области абстрактные и не всем понятные, реальное производство, реальный дизайн, реальные потребности — полностью покинуть территорию фотореализма никогда не смогут.

Следовательно, практические дизайнеры должны глубоко и настойчиво изучать принципы, параметры, особенности, достоинства и недостатки этого вида графики.

Вместе с тем, в сложном мире изобразительности фотореалистичность, действительно, не абсолютное достоинство. Дизайнер, который работает с чистыми формами, допустим, создает новые гарнитуры шрифта, по роду деятельности весьма далек от реалистичности. Ибо требования в этой области как раз противоположны: резкость, жесткость, отсутствие каких бы то ни было размытостей и вообще неясностей.

Таким образом, фотореализм — это, безусловно, достоинство, но только относительно жесткости векторной графики.

На этом закончились положительные качества пиксельной графики. Необходимо познакомиться и с недостатками, тем более что знание недостатков подчас важнее, чем знание достоинств.

и качественная печать дали возможность



И наконец, вывод пленки и качественная печать дали возможность достичь ожидаемого (достойного) качества, хотя и потребовали довольно значительных материальных затрат.

Суммируя эти соотношения ("хорошего" и "плохого" изображений, "хорошего" и "плохого" печатных устройств), можно составить итоговую таблицу (табл. 14.1).

Таблица 14.1. Таблица аппаратной зависимости пиксельной графики



"Хороший" принтер

"Плохой" принтер

"Хорошее" изображение





"Плохое" изображение

Хорошее качество результата и оправданно высокие затраты



Плохое качество результата, но неоправданные затраты на дорогую печать

Плохое качество результата, но неоправданные затраты на сканирование и большие обьемы информации



Плохое качество результата и оправданно низкие затраты

Таким образом, если игнорировать аппаратную зависимость пиксельных изображений, то возникает шанс попасть в "вилку" проблем: с одной стороны, неудовлетворительное качество изображения, с другой — неоправданные затраты на высококачественное сканирование, хранение и передачу огромных объемов информации и дорогостоящую пленку.



это большая неприятность, которая неизменно



Конечно, чрезмерный объем файла — это большая неприятность, которая неизменно случается в условиях отсутствия достаточных ресурсов. Например, располагая только дискетой, вам срочно необходимо сканировать несколько фотографий. В такой ситуации для сохранения больших объемов документов нужно принимать решения: архивировать, сжимать какими-нибудь программами, которых может не оказаться под рукой, а если и есть, то нужно знать, как ими пользоваться, и т. д.
Борьба с объемами пиксельных изображений состоит в оптимизации параметров, определяющих объем, в разумном кадрировании и использовании алгоритмов сжатия (выборе соответствующих форматов файлов).

Компьютерный шрифт имеет векторную форму,



Компьютерный шрифт имеет векторную форму, а любой шрифтовой файл, скажем, формата TTF — это, как минимум, 200 "картинок" в файле, но объем файла не превышает 200—250 Кбайт, а большинство и того меньше (рис. 14.1).

Проблемы с трансформациями



Проблемы с трансформациями

Следующим и очень важным недостатком пиксельной графики являются

принципиальные проблемы с трансформированием. Этому была посвящена специальная глава данной книги.

О проблемах трансформирования пиксельной графики см. в части III.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что любые трансформации связаны с погрешностями. Другое дело, что существует достаточный запас "прочности", при котором неизбежные искажения неочевидны для восприятия.

Следует понять: исправить основу такого вида изображений (сеточную, дискретную структуру) нельзя. Удалить "ступеньки" ("сетку", "клетки") можно только, уничтожив само изображение.

Поэтому главный вывод заключается в том, что преодоление этого неизбежного недостатка возможно только в случае оптимальных параметров.



Программная независимость



Программная независимость

Очень важным достоинством пиксельной графики является программная независимость. Это достоинство в определенной степени также является следствием простого принципа, лежащего в основе пиксельной графики. Характер информации (совокупность чисел, организованных в двухмерную матрицу), который требуется для хранения пиксельного изображения, позволяет создавать стандартные форматы. Эти форматы "понимают" практически все программы, работающие с изображениями: редакторы пиксельной и векторной графики, программы верстки, браузеры и даже операционные системы.

Исторически многие ставшие теперь стандартными форматы разрабатывались для нужд конкретных программ, например популярнейший некогда формат PCX разрабатывался для программы PaintBrush — простейшего редактора пиксельной графики.

Краткую информацию о некоторых наиболее популярных стандартных форматах см, в части III.

При этом до сих пор многие программы располагают своими внутренними специфическими форматами.



Программная зависимость



Программная зависимость

В противоположность пиксельной графике векторную графику характеризует близкая к абсолютной программная зависимость. Каждая программа, каждый векторный редактор располагают собственным форматом (каким образом сохраняются координаты и каким образом по ним строятся векторные кривые, как учитываются параметры цвета и заливок и многие другие характеристики различных эффектов — эта информация не получает широкого распространения, во всяком случае не публикуется в справочниках форматов файлов). При этом переход между такими форматами или невозможен в принципе, или невозможен без существенных потерь (потери при конвертировании векторных форматов всегда существуют).



Объемы шрифтовых файлов



Рис. 14.1. Объемы шрифтовых файлов

Немаловажно и то что, если векторный объект масштабировать в десятки раз, это практически не повлияет на объем документа, потому что количество опорных точек не добавится, как не добавится и других параметров, требующих сохранения.

Исходя из этого, векторный формат чрезвычайно экономен в объемах. Поэтому в тех областях графики и дизайна, которые занимаются знаками, логотипами, компоновкой или композицией документов фирменного стиля (визиток, бланков, отчетов и т. п.), такими документами очень легко оперировать (сохранять, переносить, передавать).



Свобода трансформирования



Свобода трансформирования

Вся творческая сила ума сводится лишь к способности соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый нам чувствами и опытом.

Давид Юм

Беззаботность и удовольствие не знают пределов, когда работаешь с векторной графикой. Проблем с трансформированием практически не бывает: можно сказать, что это — бесконечное и свободное трансформирование.

Причина такой свободы заключается в том, что объектов (изображений) ни в документе, ни в оперативной памяти не существует, программа всякий раз пересчитывает ("перевычисляет") координаты точек. При перенесении любой точки программа тут же пересчитает новые координаты и построит новую кривую (с учетом разрешения, скажем, экрана). В таком режиме можно действовать непрерывно.



Важная мысль


Качество векторного изображения не абсолютно, но его достоинство состоит в том, что векторное изображение всегда обеспечивает максимальное качество, на которое способно данное устройство.

Недостатки векторной графики Отсутствие аппаратной реализуемости.

В качестве существенного недостатка векторной графики стоит отметить, что она обладает достаточной сложностью и такими принципами, которые препятствуют автоматизации, и, соответственно, невозможностью (если выразиться мягко: по крайней мере, на данный исторический период, но мы думаем, что навсегда) создания устройств, подобных сканерам или цифровым аппаратам.

Этот недостаток формулируется как "отсутствие аппаратной реализуемости".



Важная мысль


Потери при конвертировании одного векторного формата в другой всегда существуют.

Поскольку, как сказано, у каждой программы свой формат, неизбежно так называемое отставание версий. В новых версиях всегда добавляются дополнительные параметры, которые, естественно, не могут учитывать конвертеры "соперников". Даже сами программы уже некоторые форматы устаревших версий не открывают.

В разных векторных программах существуют различные наборы функций, например одна программа поддержиэает прозрачность, другая — нет, зато В другой программе применяется градиентная заливка обводок, а в остальных -нет. И перечень таких различий может занимать целые страницы. А коль скоро не стыкуются параметры и возможности, соответственно, нельзя изображение однозначно из одной векторной программы "перевести" в другую. По этой причине в компьютерном сообществе имеют место бесконечные и порой бессмысленные споры о преимуществах той или иной программы. У каждой имеются свои достоинства и недостатки. Однако ситуация на рынке труда такова, что далеко не всегда востребуется лучшее. Поэтому заранее стоит себя настроить, чтобы не было резкой 'антипатии, предубеждения, неудовольствия, когда придется (по условиям работодателя) использовать самые разные векторные приложения.



Важная мысль


Для работы с пиксельными изображениями необходимо всегда ориентироваться на параметры выводного устройства. Причем, принимая решение о выборе

разрешения пиксельного изображения, необходимо четко представлять условия его печати. Кроме того, избавить изображение от "ступеней" дискретизации, используя более качественное устройство, не удастся.

Достоинства векторной графики Минимальный объем векторного документа

В сравнении с пиксельной графикой файлы векторной графики поражают чрезвычайно маленькими объемами. Если, конечно, не импортировать в векторный документ изображения пиксельной графики, то при современных объемах устройств хранения информации векторные файлы занимают весьма и весьма скромное положение.

В чем причина такой особенности? Ответ на этот вопрос имеет оттенок парадоксальности: векторные документы имеют небольшой объем потому, что они собственно изображения в документе и не содержат.



Важная мысль


Векторные документы имеют небольшой объем потому, что они собственно
изображения не содержат.

В самом деле, мы уже обсуждали, что для создания векторных объектов необходимо только фиксирование координат опорных и управляющих точек.

Информацию о принципах векторной графики см. в части IV.

Львиную долю экономии обеспечивает и то, что на весь объект достаточно одного-единственного кода цвета или какой-нибудь заливки (в противоположность пиксельной графике, где для каждого пиксела этот код сотни тысяч раз повторяется).



Важная мысль


В векторном документе, по сути дела, графики нет, ее никто никогда не видел.

Так как всякий раз векторный объект отображается средствами растровой графики, например с помощью экрана.



В свое время обсуждались дигитайзеры



В свое время обсуждались дигитайзеры — устройства, которые действительно создают векторные объекты, но специальная мышка, которая прилагается к этому устройству, сама по планшету не бегает, ею управляет обученный оператор. А это исключает автоматизацию.

Краткую информацию об устройствах, составляющих настольные издательские системы, см. в части I.



существует возможность автоматически формировать векторные



Кстати, существует возможность автоматически формировать векторные объекты, но это уже не аппаратная, а программная реализация из отсканированных изображений — трассировка пиксельных изображений.

Информацию о трассировке см. в главе 15.

с пиксельными редакторами: если вы



Иная ситуация с пиксельными редакторами: если вы привыкли работать с одной программой, то можно спокойно продолжать ее использовать. Результат, если не считать нюансов, будет практически идентичным.



В битовых картах заключается последнее



В битовых картах заключается последнее убежище Web-дизайнера для того, чтобы сохранить форматирование заголовочных текстов в исходном виде. Например, вы замечали, многие кнопки на Web-страницах не содержат ничего, кроме названия, а тем не менее выполнены в форме пиксельных изображений. Это происходит потому, что дизайнер, который создавал эти кнопки, хотел, чтобы сохранился конкретный вид шрифта, а также все "сопутствующие украшения", например фон, падающая тень, градиенты и т. д.

И никто никогда не интересуется, если находит изображение пиксельной графики (на Web-сайтах в Интернете или в библиотеках изображений, распространяемых на компакт-дисках): в каком графическом редакторе создавалось и сохранялось это изображение? Польза от такого знания практически нулевая, если изображение открывается в вашей излюбленной программе. Гораздо важнее узнать параметры конкретного изображения пиксельной графики: геометрические размеры, разрешение и глубину цвета.

В данном случае речь идет



В данном случае речь идет только о сохранении цветовых данных изображения, т. е. только матрицы данных, без учета алгоритмов сжатия и конкретных форматов файлов.

Информацию об алгоритмах сжатия цифровых данных см. в части III.

В изображении всегда существуют какие-либо области, которые для зрителя являются фоновыми и не играют существенной роли, тем не менее для каждого фонового пиксела требуется такой же объем оперативной или дисковой памяти, как и для значимых с нашей (человеческой) точки зрения пикселов.