Художник внутри вас

         

*ПортретДж М Б * Барбары Пол



Рисунок 8.7. *ПортретДж. М. Б.* Барбары Пол.

"Я имела в виду нарисовать человека отстраненного (вокруг краев), но с которым, тем не менее, легко иметь дело, предсказуемого, кроме тех единичных случаев, когда вспыхивают открытые личные ссоры.

Вместо этого, мне кажется, я нарисовала глыбу гранита или льда.



*ПортретДж С " Ивлина Мура



Рисунок 8.6. *ПортретДж. С." Ивлина Мура.

"Он может быть очень сложным. Он поглощен собой и может закрывать глаза на вещи, которые напрямую его не касаются. Его жизнь полна привычек. Он очень старается быть тем, чем, как ему кажется, он должен быть, не принимая в расчет, кто он есть на самом деле. Новое в нем я вижу то, что, возможно, внутри у него скрыто меньше, чем проявляется на поверхности. А может, в нем есть какие-то области, о которых я ничего не знаю?"



Послание с небес



Послание с небес

Рассматривайте этот рисунок как послание от зрительно-образной части вашего разума - от восприятия в П-ре-жиме. Ваша задача - понять это сообщение, "прочитать" его. Это consonantia Фомы Аквинского, второе требование к красоте. Вы - как наблюдатель, читатель сообщения - должны переходить от одной точки рисунка к другой, воспринимая соотношения частей в границах формата. Попытайтесь увидеть образ как одно целое и одновременно видеть его части. Вы отыскиваете свои собственные мысли, которые могут принимать самые неожиданные и удивительные формы. Вы могли нарисовать нечто такое, что вы не ожидали нарисовать. Однако подсознательно вы знаете словарь визуального языка - его линии, формы и структуры. Вы умеете читать их и знаете, что рассказывает рисунок. Вы знаете это потому... что знаете. Вы можете это видеть. Когда студентка Барбара Пол, например (Рисунок 8.7, с. 111), обнаружила, что она неожиданно для себя самой нарисовала "глыбу гранита или льда", именно в этой информации она и нуждалась - не важно, похож ли человек, которого она рисовала, на глыбу гранита или льда, важно, что Барбара Пол так чувствовала и не знала этого.

А теперь ищите на своем рисунке новую информацию.



Пожалуйста прочтите все инструкции прежде чем начнете



Пожалуйста, прочтите все инструкции, прежде чем начнете.

1. Отсчитайте пятнадцать листов писчей бумаги и сложите их в стопку. Рисовать можно карандашом, ручкой или фломастером - последний особенно хорош при выполнении рисунков-жестов. Резинка вам не нужна - у вас не будет времени останавливаться и стирать.

2. По возможности используйте какой-нибудь таймер, например, кухонный. Можно попросить кого-нибудь следить за временем, но лучше все-таки работать в одиночестве.

3. Положите рядом со стопкой бумаги журнал, книгу или альбом, где почти на каждой странице есть иллюстрации. Откройте любую страницу наугад - любую, где есть картинка.

4. Каждый рисунок вы будете выполнять в следующей последовательности:

а). Установите таймер на одну минуту.

б). Посмотрите на журнальную страницу. Любая картинка, на которой остановится ваш взгляд, и есть ваш объект.

в). Быстро нанесите формат (граничную линию, которая отделяет ваш рисунок от остального мира), стараясь, чтобы форма формата как можно ближе соответствовала пропорциям картинки, которую вы собираетесь рисовать.

Лоренс Уайли пишет в своей книге "Красивые жесты":

"Подобно идеям и словам, жесты имеют свою самостоятельную жизнь".

Уайли описывает жест как "канал общения, который представляет собой, по выражению лингвиста Эдварда Сапира, "тот искусный секретный код, которьсй нигде не записан, никому не известен и всем понятен". "Красивые жесты", 1977

"Форма, в узком смысле, - это граница между одной поверхностью и другой: таково ее внешнее значение. Но есть еще и внутреннее значение, меняющееся по силе, и, правильнее было бы сказать, что форма есть внешнее выражение внутреннего значения". Василий Кандинский "Духовность в искусстве", 1947

По словам калифорнийского художника и преподавателя Говарда Уоршо, "великий испанский живописец Франсис-ко Гойя (1746-1828) якобы утверждал, что художник, видя человека, выпавшего из окна третьего этажа, должен успеть нарисовать его, пока тот не коснеть земли".

"Такой рисунок, - говорит Уоршо, - невозможно выполнить, используя анализ, визирование и применяя законы перспективы... понимание приходит в самый момент рисования линий, не до и не после". Г. Уоршо "Рисунки в рисовании", 1981

г). Рисуйте то, что видите, используя края как основной источник информации. Рисуйте быстро, не позволяя карандашу останавливаться, стараясь, чтобы края соответствовали формам, направлениям линий, изгибам. Не занимайтесь деталями - чертами лица, например; у вас не будет времени на это. Просто набросок в общих чертах! Быстрее! Еще быстрее! И когда минута истекает, стоп!

5. Снова установите таймер. Рассмотрите новую картинку, нанесите новый формат на новом листе бумаги и рисуйте то, что видите - в течение одной минуты. Потом следующий рисунок, следующий... пятнадцать рисунков за пятнадцать минут.

Я полагаю, что первый рисунок-жест вы нашли не слишком забавным. Л-режим, как обычно протестуя, говорит: "Это глупость самая настоящая. Пустая трата времени. Забудь об этом! Переходи к следующей главе! Может, этот автор в дальнейшем предложит что-нибудь более разумное, чем эта идиотская чушь! Просто пропусти!" и так далее.

Не обращайте внимания. Продолжайте рисовать. Л-режим скоро замолчит. Дело в том, что вы работаете слишком быстро для Л-режима. Рисунки-жесты, как и перевернутые рисунки, скоро станут забавными и интересными для вас. Они могут даже стать хорошими, мощными, выразительными, убедительными. Посмотрите на рисунки мастеров (Рисунок 13.1-13.4); они выполнены в одно мгновение, одним жестом - как интуитивный инсайт, записанный стремительной линией.



Пожалуйста прочтите все указания прежде чем начинать



Пожалуйста, прочтите все указания, прежде чем начинать.

1. Установите таймер на десять минут и поставьте его в таком месте, чтобы вы не могли его видеть.

2. Сядьте в следующем положении: ваша рука с карандашом готова рисовать на приколотом листе бумаги, но тело полностью отвернуто от бумаги, чтобы вы не могли видеть ее (как показано на Рисунок 14.1).

3. Смотрите на свою вторую руку, особо фокусируясь на линиях в центре ладони, или у основания большого пальца, или у основания самой кисти - там, где есть сложные узоры линий. Вы будете рисовать лишь небольшой участок такого узора, чтобы попрактиковаться в "ином видении" и рисовании того, что видите. В следующей главе мы нарисуем руку целиком.

4. Зафиксируйте взгляд на одной морщинке (место, где сходятся два участка кожи, представляется одной линией - краем). Начинайте рисовать эту линию, регистрируя карандашом каждый бит воспринимаемой вашими глазами информации по мере очень медленного, миллиметр за миллиметром, продвижения взгляда вдоль линии. Вообразите, что ваша судьба зависит от того, насколько полно вы рассмотрите и зарисуете эту морщинку. Вообразите, что ваши глаза и карандаш движутся с одной и той же скоростью и что карандаш служит записывающим устройством (типа сейсмографа), которое регистрирует каждое мельчайшее наблюдение, каждую неровность линии, каждое изменение направления.



Пожалуйста прочтите все указания прежде чем начинать



Пожалуйста, прочтите все указания, прежде чем начинать.

1. Сложите подле себя несколько произвольно выбранных предметов: лист растения, скомканный кусок целлофана или фольги, раковину, карандаш, цветок, древесную щепку или, следуя Олдосу Хаксли, можете наблюдать за складками одежды, которая на вас надета. Сгодится любой объект, чем сложнее, тем лучше. (Подойдет даже книга с фотографиями, особенно с фотографиями сложных природных объектов, вроде той, что показана на Рисунок 14.3.)

2. Прикрепите к столу лист бумаги.

3. Установите таймер на десять минут. Убедитесь, что вам никто не помешает. При необходимости заприте дверь!

4. Положите руку с карандашом на бумагу и отвернитесь, чтобы не иметь возможности видеть рисунок.

5. Вспомните свою "проблемную аналогию". Воссоздайте ее мысленным зрением. Вспомните "аналогии-жесты". Также воссоздайте их перед мысленным оком один за одним, одновременно рассматривая в мыслях свою проблему. Разум способен сделать это очень быстро, в одно мгновение.



Правая и левая стороны мышления



Правая и левая стороны мышления

Два основных режима работы полушарий человеческого мозга (которые я называю просто Л-режимом и П-режи-мом) были впервые описаны психобиологом Роджером У. Сперри в ходе его новаторских исследований, имевших место в конце 1950-х и начале 1960-х гг. Исследования Сперри, удостоенные в 1981 г. Нобелевской премии по медицине, показали, что правое и левое полушария человеческого мозга используют контрастирующие методы обработки информации. В познавательную деятельность высокого уровня вовлечены оба эти режима мышления, но каждая половина мозга специализируется на своем собственном стиле мышления и обладает своими собственными особыми способностями. Эти два режима могут сотрудничать, дополняя друг друга и сохраняя при этом свой индивидуальный стиль мышления.

Тем не менее эти стили мышления фундаментально различны и, в некотором смысле, каждый по-своему воспринимают реальность. Таким образом, реагируя на внешнее событие, та или иная половина мозга может включиться первой и овладеть сознанием - хотя в отдельных случаях оба режима могут одновременно и по-разному реагировать на одно и то же событие и даже конфликтовать друг с другом. В некоторых ситуациях та или иная реакция может подавляться и выводиться из сознания. Например, ребенок, которому сердитая мать говорит, стиснув зубы: "Я тебя наказываю, потому что люблю тебя", может в качестве подсознательного средства защиты предпочесть поверить словам и отказаться (на сознательном уровне) замечать гнев. С другой стороны, обе конфликтующие реакции на одно и то же событие могут достичь уровня сознания и обе точки зрения могут выразиться в словах. Например, человек, увидевший по телевизору речь политика, может сказать: "Слова звучат убедительно, но что-то в этом человеке мне не нравится".



Прецедент для аналоговых рисунков из современного искусства



Рисунок 7.12. Прецедент для аналоговых рисунков из современного искусства.

Василий Кандинский (1866-1944). "Черныелинии". Холст, масло. Музей Соломона Гугенхейма, Нью-Йорк.

Кандинский много писал на "языке" линии.

живописных картин, скульптур и других предметов, "обозначающих" или символизирующих вещи или идеи. Аналоговые рисунки, однако, ничего не представляют. Они по своему замыслу не "олицетворяют" никаких узнаваемых объектов. Таким образом, они не сообщают информации на уровне визуальных символов, понятных всем. (Да, это фигура человека, а это дерево, это ночной горшок.) Если же они все-таки что-то сообщают, это должно происходить на другом уровне общего для всех людей сознания.



Мой друг, математик Дж. Уильям



Предисловие
Рисование во тьме

Мой друг, математик Дж. Уильям Бергквист придумал прилагательное "цифирный" (по аналогии с "грамотный") для обозначения способности понимать и использовать числа. Это слово вошло в язык и сейчас широко используется. Каким новым словом опишут способность понимать и использовать визуальную информацию?
Написание этой книги было процессом открытия. Я начала с осенившей меня идеи о том, что визуальное восприятие, рисование и творчество могут быть как-то связаны между собой. Процесс работы над книгой приобрел форму исследования, охоты за подсказками, которые позволили бы мне собрать все кусочки этой концепции, подогнать их друг под друга и сложить постижимое целое.
Начиная писать, я была далека от ясного представления о том, какую окончательную форму примет рукопись. И действительно, по мере продвижения рукописи вперед она как будто приобретала свою собственную жизнь, и это она вела меня в моих поисках, а не наоборот. Таким странным образом, я обнаружила, что пишу о творчестве и при этом сама занята таким же творческим процессом - само исследование и объект исследования стали одним и тем же.
Мое исследование началось с изучения изложенных в письменной форме идей множества творческих личностей. И тут я поняла - и они сами подтверждали это, - что одними только записанными словами зачастую невозможно достаточно точно описать творческий процесс, как они переживали его. Некоторые из этих людей говорили, что истинное творчество требует, чтобы мы каким-то образом отошли от привычного режима мышления и попытались увидеть вещи по-иному, взглянули на мир с другой точки зрения. Другие выражали серьезное опасение, что вербальный язык может быть неподходящим для решения некоторых творческих задач и что слова порой даже мешают мышлению.
Однако вербальный язык и аналитическое мышление с таких давних времен господствуют в жизни человека, что трудно представить, что могли бы существовать какие-то иные средства передачи переживаний - доступные для осмысления, но все же другие. Мы, конечно, все знаем о существовании других языков: языка музыки, языка танца, языка математики и науки, относительно новых компьютерных языков и, разумеется, языка изобразительного искусства - это отнюдь не новая идея. Но идея о том, что мы могли бы извлечь пользу из визуального языка, языка образного восприятия как чего-то параллельного процессам вербально-аналитического мышления, - это, наверное, идея нашей эпохи. Ее источником являются результаты новаторских исследований психобиолога, Нобелевского лауреата Роджера У. Сперри, впервые опубликованные в 1968 г. Его открытия, касавшиеся двойственной природы работы человеческого мозга и человеческого познания, радикально изменили современные представления о мышлении. Режим работы человеческого мозга, имеющий дело с комплексными зрительными образами, постепенно признается равноправным партнером для последовательного, вербального, аналитического режима в мыслительном процессе.
Таким образом, куда бы я ни обращала взгляд, я, казалось, находила подтверждение своей убежденности в том, что непосредственное восприятие, иной род "видения", является неотъемлемой частью процесса мышления - а значит, и творчества. И если это так, подумала я, было бы полезно иметь средство доступа к этому режиму восприятия, не словесное, а имеющее какую-то более подходящую форму. Поэтому в своих поисках ключа к творческим способностям я также начала изучать способы выражения работы человеческого мозга в режиме зрительно-образного мышления. Неудивительно, что я нашла такой язык, причем давно используемый, - язык рисунка, который способен регистрировать все, что мы видим, будь то образы из реального мира или образы, созданные нашим воображением, аналогично тому, как мы записываем свои мысли и идеи в форме слов. Рисунки, как и слова, имеют смысл - зачастую невыразимый словами, но, тем не менее, бесценный для того, чтобы сделать хаос наших чувственных впечатлений постижимым.

Предварительные рисунки



Предварительные рисунки

Используйте карандаш и недорогую писчую бумагу. Держите под рукой резинку. На выполнение этих трех рисунков вы можете потратить столько времени, сколько пожелаете; большинству учащихся на каждый рисунок требуется от десяти до двадцати минут. Не забудьте написать на каждом рисунке название "Предварительный рисунок №1" и т. д., поставить дату и подпись.

Предварительный рисунок №1. Нарисуйте человека - в полный рост, до пояса или только голову. Уговорите кого-нибудь позировать вам или нарисуйте, как кто-то смотрит телевизор, а можете нарисовать себя самого, глядя в зеркало.

Предварительный рисунок №2. Нарисуйте свою собственную руку. Если вы правша, нарисуйте левую руку, если левша - правую. Рука может быть в каком угодно положении.

Предварительный рисунок МЗ. Нарисуйте какой-либо предмет, скажем, стул, или стол, или группу предметов - скажем, обеденный стол после обеда, растение в горшке, пару туфель, стопку книг на столе - любой "натюрморт" по вашему выбору.

Когда закончите, можете написать на обратной стороне листа бумаги, что вы думаете о своем рисунке. Делать это не обязательно, но ваши нынешние комментарии могут оказаться интересными для вас после того, как вы научитесь видеть и рисовать.



Прежде чем начать прочтите пожалуйста все указания



Прежде чем начать, прочтите, пожалуйста, все указания.

1. Разделите лист писчей бумаги на восемь равных ячеек, сложив лист пополам, потом опять пополам, затем в третий раз пополам, как показано слева.

2. Пронумеруйте каждую ячейку цифрами от 1 до 8, как показано на Рисунок 7.1, помещая номер в нижнем углу каждой ячейки.

3. Пометьте каждую ячейку, как показано на Рисунок 7.1, следующими словами, которые "обозначают" (в смысле Л-режима) человеческие черты или эмоциональные состояния: 1) Гнев; 2) Радость; 3) Спокойствие (или Безмятежность); 4) Депрессия; 5) Энергичность (или Сила);

6) Женственность; 7) Болезнь; 8)________(Последнее

на ваш выбор - любая человеческая черта, качество, состояние или эмоция. Вот некоторые примеры, которые сразу приходят на ум: мужественность, одиночество, ревность, тревога, истерия, безнадежность, чувство вины, экстаз, любовь, ненависть, обожание, страх).

4. Я включила в книгу примеры рисунков, выполненных в ходе такого же упражнения студентами, но пока на них не смотрите. Самое главное, постарайтесь выполнить это упражнение, не думая о том, что ваши рисунки "должны" выглядеть так или эдак. Здесь не может быть "правильных" или "неправильных", "хороших" или "плохих" рисунков. Каждый рисунок будет правильным, потому что он правилен для вас.



Прежде чем начинать рисовать прочтите все указания



Прежде чем начинать рисовать, прочтите все указания.

1. Устройте так, чтобы вам как минимум полчаса (а если можно, то и дольше) никто не мешал. Работайте без таймера и вообще не заботьтесь о времени - выделите себе столько времени, сколько нужно для выполнения рисунка. Наилучшее условие для выполнение этого рисунка - не испытывать давления времени и даже вообще не осознавать его течения.

2. Вам понадобятся два листа бумаги и карандаш. Сгодится обычный канцелярский карандаш 2М (2В) или, если хотите, рисовальный карандаш помягче - типа 4М (4В). Держите под рукой резинку на тот случай, если захотите ею воспользоваться.

3. Нанесите границы формата на оба листа бумаги, от руки или под линейку. Форматы должны быть одинаковыми, как показано на Рисунок 15.8. На одном листе вы будете держать свою "модельную" руку, а рисовать будете на другом (см. Рисунок 15.9 и 15.10). Устройтесь поудобнее, приклейте листы бумаги к столу, чтобы они не сдвигались, и расслабьтесь.



Прежде чем начнете рисовать прочтите пожалуйста все указания



Прежде чем начнете рисовать, прочтите, пожалуйста, все указания.

1. Используйте для рисования карандаш - самый обычный. Держите под рукой резинку.

2. Используйте лист писчей бумаги или альбом для рисования.



Пример визирования в рисунке студента Марка Рула



Рисунок 17.27. Пример визирования в рисунке студента Марка Рула











Присмотримся к творчеству повнимательнее



Присмотримся к творчеству повнимательнее

" Проблема творчества обставлена мистицизмом, путаными определениями, суждениями о ценностях, психоаналитическими предостережениями и давящей массой философских спекуляций с древнейших времен". Альберт Ротенберг, цитируется по книге Джеймса Остина Юхота, удача и творчество", 1978

А. Ф. Осборн утверждает, что творчество активируется такими вопросами, как "А что, если...? А как насчет...? А что еще...? И снова, а что еще...?" *Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблем", 1957

За прошедшие восемь-девять лет я перечитала о творчестве все, что могла, и обнаружила, что многие авторы пришли к согласию относительно некоторых аспектов творческого процесса. В частности, они выделяют, именуя и сортируя в стиле Л-режима, пять стадий творческого процесса: 1) Первый инсайт; 2) Насыщение; 3) Вынашивание; 4) Озарение; 5) Верификацию. Многие авторы также согласны в том, что для творчества необходимо "освободить" мышление.

Но как только я начинаю думать, что постигаю этот процесс, снова и снова появляются вопросы. Я поняла, что в погоне за творческими способностями человек сталкивается со все новыми вопросами: "С чего мне начать, если я даже не знаю, что мне творить?", "Открыв область своих интересов и собрав некоторую информацию, как мне узнать, достаточно ли этой информации?" (В моем случае исследования творчества, например, сколько книг и статей я должна прочитать?) Затем: "Как мне достичь стадии Вынашивания?" И наконец: "Откуда мне знать, что Озарение (или Вдохновение, Прозрение, Инсайт, "Aral") произойдет, когда мне будет нужно?", "Как я могу знать, является ли Озарение правильным Озарением? Как я вообще распознаю Озарение, когда оно произойдет?", "Как я могу знать, что соприкасаюсь с реальностью, а не просто мечтаю, - что мое Озарение приведет к чему-то новому и полезному?", "Откуда мне знать, когда нужно просто стоять и ждать, а когда нужно что-то предпринимать?" Короче говоря: "Как я узнаю, являюсь ли я - или могу ли я стать - действительно творческой личностью?"



ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ



ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Я хочу поблагодарить многих людей, которые внесли свой вклад в этот труд. В частности, моя благодарность преподавателям, которые работали со мной последние несколько лет, проводя студийные и лабораторные занятия со студентами, которых я обучала рисованию. Студенческие рисунки, встречающиеся на протяжении всей этой книги, отражают превосходные преподавательские навыки этих замечательных инструкторов: Марки Хитт-Бернс, Арлин Картозиан, Линды Гринберг, Линды Джо Расселл и Синтии Шуберт. Кроме того, я благодарю Дж. Уильяма Бергквиста, Анну Бомейслер Фаррелл, Брайана Бо-мейслера, Дона Дейма, Фредерика У. Хиллса, Бертона Билса, Джо Моллоя, Кэрол Уэйд, Дайану МакГенри, Джима Дробку, Гарольда Рота, Питера Хоффмана, Стэнли Рэнда, Стивена Хорна и Роберта Рэмси за то, что они не жалели для меня ни времени, ни мыслей, ни труда. И наконец, я хочу поблагодарить за щедрость и доброту Роджера У. Сперри, перед которым я в неоплатном долгу.

Я благодарна родным, друзьям, коллегам и студентам за поддержку на протяжении всего этого проекта. Я посвящаю эту книгу им всем.



Проблемная аналогия Джуди Сталь



Рисунок 9.2. Проблемная аналогия Джуди Сталь.

"Проблема: карьера, ведущая в никуда. Вся жизнь идет в никуда, нет никакого направления"



Проблемная аналогия Крейга Альберта



Рисунок 9.3. Проблемная аналогия Крейга Альберта.

"Проблема: компьютерная программа". (Позже Крейг сказал мне, что его рисунок позволил ему решить эту проблему и закончить программу так, чтобы она работала очень эффективно)



Проблемная аналогия студентки Пам Фолан



Рисунок 9.1. Проблемная аналогия студентки Пам Фолан.











Проблемная аналогия студентки Рут фон Зидов



Рисунок 9.6. Проблемная аналогия студентки Рут фон Зидов.

"Я наверху со всеми своими сложностями. Вещи и идеи поступают ко мне со всех сторон. Главная проблема состоит в том, что я не могу выбрать карьеру - фактически, жизненный путь.

Одна сторона ориентирована на ученую степень; другая сторона, творческая, игривая, ориентирована на искусство и литературу. Путь к счастью лежит где-то посредине, но становится все труднее и труднее определиться с выбором. Я чувствую, что заблудилась"



Проблемноаналоговый рисунок А Г озаглавленный "Разорванная связь">



Рисунок 10.1. Проблемно-аналоговый рисунок А. Г., озаглавленный "Разорванная связь">

Некая тяжелая блокирующая форма (темный участок справа) представляет собой препятствие, которое удерживает и заключает в себе события, относящиеся к этой связи. ("Словарное значение" расположения этой формы с правой стороны мы уже обсуждали на с. 84.) В эту связь вовлечены две группы людей, может быть, родственников или друзей (диагонально-треугольные формы и противостоящие им квадратные формы), и эти группы очень сильно отличаются друг от друга. Внутри обеих групп, однако, повторяемость и некоторая жесткость форм могут "говорить" об однородности. Происходят некие события (формы, плывущие в пространстве между двумя "семейными" группами, и темный барьер), раздельные и не связанные друг с другом, но в каком-то смысле обыкновенные и повторяющиеся: все они заключены в одну формальную структуру (разделенные равными расстояниями диагональные линии непосредственно над "семейными" группами; эти линии образуют новый барьер, многослойный и плотный). Но "человек" (форма в виде цветочного бутона в центре) убегает и в своем бегстве переживает чувство обновления энергии и личной силы (форма взрыва: вспомните аналоговые рисунки на тему "энергичность" или "сила"). "Он" ищет свободу (пустое пространство в левом верхнем углу, которое по площади почти не уступает "территории" проблемы в нижней правой половине).

"Разорванная связь" - радостный и уверенный рисунок (линии четкие и сильные), а форма раскрывающегося цветка напоминает аналогии на тему "радость".



Проблемноаналоговый рисунок А Г озаглавленный "Разорванная связь* Перевернутый вид



Рисунок 10.5. Проблемно-аналоговый рисунок А. Г., озаглавленный "Разорванная связь*. Перевернутый вид











Прочтите пожалуйста все указания прежде чем начнете



Прочтите, пожалуйста, все указания, прежде чем начнете.

1. Прикрепите к столу лист бумаги и приготовьте карандаш. В этом упражнении, в отличие от "чистого контурного рисования", рисунок будет у вас на виду, так что вы сможете посматривать на него и проверять, как он продвигается. Примерное положение тела при рисовании показано на Рисунок 15.3.

2. Положите перед собой левую руку (или правую, если вы левша). Закройте один глаз. (Этим достигается монокулярный, а не бинокулярный вид руки, "плоский", с более четкими краями. Большинство художников при рисовании частенько закрывают один глаз, это облегчает перенос трехмерного мира на плоскую, двумерную поверхность бумаги.) Чтобы почувствовать разницу, рассмотрите руку сначала одним глазом, потом двумя глазами, а затем опять одним.

3. Расположите пальцы таким образом, чтобы они создали хотя бы одно замкнутое пространство, а если можно, несколько. Один из возможных вариантов показан на Рисунок 15.4.

4. Сосредоточьте взгляд на одном из пространств; продолжайте смотреть, пока пространство не предстанет

перед вами как форма. Чтобы увидеть пространство как форму, всегда требуется некоторое время - не знаю почему. Может быть, в течение этого короткого промежутка времени Л-режим говорит: "Зачем ты смотришь в пустоту? Мне нет никакого дела до нее. Я имею дело только с реальными вещами - которым можно дать названия! И если ты будешь продолжать заниматься... этой дурью, я... ухожуууууу......

Отлично! Опять перехитрили! Теперь давайте смотреть внимательно.

5. Неподвижно держите руку в выбранном положении. Не двигайте также и головой, когда смотрите на руку. Это обеспечит вам фиксированную позицию для рисования. Вспомните, как в связи с рисунком Пита Мондриа-на "Хризантема" на с. 53 я упомянула о том, что если бы положение цветка хоть чуть-чуть изменилось, взору художника открылся бы совершенно новый набор краев. То же самое произошло бы, если бы Мондриан изменил положение головы (и, значит, глаз), - он смотрел бы уже с новой точки зрения и видел новый набор краев.

Студенты на занятиях по рисованию с натуры часто очень теряются, если модель шевелится; один даже жаловался, что модель "слишком глубоко дышит". Остальных (в том числе и модель) эта жалоба развеселила, но этот пример подчеркивает необходимость держать руку неподвижно во время рисования. Если ее положение меняется, то меняются и края (и пространства), что вызывает проблемы при рисовании.

6. Теперь, глядя на руку, сосредоточьтесь на одной из замкнутых форм и начинайте рисовать края этой формы - только одну эту форму, стараясь передать ее как можно точнее. Используйте медленную технику "чистого контурного рисования", регистрируя как можно больше информации о краях негативного пространства, и время от времени поглядывайте на рисунок, чтобы отслеживать пропорции и направления линий. (Чтобы отличать эту технику рисования контуров от "слепого" или "чистого" контурного рисования, я назвала ее "модифицированным контурным рисованием".)

7. Не меняйте фокусировку взгляда. Забудьте о руке! Сосредоточьтесь на пространстве. Старайтесь не думать о том, что вы делаете, и не разговаривать с собой.

Не давайте пространству названий! Не говорите себе: "Оно напоминает по форме утку (или рыбу, или что-либо другое)". Постарайтесь настроить свой ум иначе, чтобы он не нуждался в названиях, анализе, характеристиках, категориях. Предоставьте форме быть тем, что она есть, с ее конкретными соотношениями длины, ширины, сложности. Чем бы она ни была, вы можете ее увидеть и нарисовать. Вам нужно лишь, чтобы ваш рисунок соответствовал этой форме.

8. Если вы видите еще одно замкнутое пространство, нарисуйте и его тоже, правильно соотнося его с первым пространством. Пример приведен на Рисунок 15.5. Нарисуйте все пространства, какие вы видите, после чего остановитесь. Пусть ваша рука отдохнет, но постарайтесь запомнить ее положение, чтобы его можно было восстановить при необходимости.



Прочтите пожалуйста все указания прежде чем начнете



Прочтите, пожалуйста, все указания прежде, чем начнете.

1. Держите сетку параллельно линии глаз - вспомните устройство Элинор! При необходимости держите ее обеими вытянутыми руками, чтобы сетка совпадала с плоскостью изображения, т. е. была перпендикулярна "линии прицела". Пройдитесь с этой сеткой по квартире, пока не отыщете интересный вид.

2. Выбрав вид, который будете рисовать, устройтесь поудобнее за столом. Закрепите бумагу, чтобы она не ерзала. Рисуйте карандашом; держите под рукой ластик.

3. Нанесите на лист формат произвольного размера, но имеющий ту же пропорцию длины и ширины, что и пленка с сеткой. (Можете просто положить пленку на бумагу и обвести ее по краям, если размер позволяет.) Тонкими линиями нанесите на бумагу сетку. (Это легче всего сделать, если подложить пленку под лист, добившись совпадения краев, и скопировать линии сетки на бумагу, при необходимости пользуясь линейкой.)

Возможно, вы настолько уверены в себе, чтобы обойтись без сетки. Она действительно не является необходимой, если вы достаточно хорошо постигли идею плоскости изображения. Но есть один важный момент (я предупреждала, что будет сложно!). На неразграфленном листе бумаги вертикаль и горизонталь задаются краями бумаги. Какое бы положение ни занимал лист бумаги на столе, два боковых его края олицетворяют вертикаль, а верхний и нижний срезы - горизонталь. Имейте в виду, что и линии сетки, и края двух форматов (на сетке и на листе бумаги) олицетворяют вертикаль и горизонталь, как они видятся в реальном мире, обеспечивая глитч и константы, которые вам нужны для того, что видеть "по-настоящему".

4. Теперь закройте один глаз, а второй зафиксируйте на кружке в центре сетки. Затем выберите в наблюдаемой сцене какую-либо точку и поймайте ее в кружок, фиксируя таким образом "точку зрения". Эта трехточечная фиксация позволит вам возвращаться в одну и ту же позицию при каждом новом визировании. Не забывайте при каждом визировании закрывать один глаз и удерживать сетку в перпендикулярной направлению взгляда плоскости изображения.

5. Сверьте вертикальную линию угла комнаты с одной из вертикальных линий сетки. (Она тоже будет вертикальной: вертикальные края комнат, дверей, окон и других объектов всегда остаются вертикальными для глаз; наклонными становятся только горизонтальные линии - края потолка, пола, стола и т. п.) Нарисуйте вертикальную линию, задающую угол комнаты.

6. Глядя сквозь сетку, определите углы линий потолка относительно горизонтальной линии сетки. Вы можете обнаружить, что все углы разные. Хотя вы знаете, что потолок плоский и стыкуется со стенами под прямым углом, отрекитесь от этого знания и рисуйте каждый угол так, как видите его. Спрашивайте себя: "Какова величина этого угла относительно горизонтальной линии сетки?" Затем рисуйте этот угол на бумаге, не думая о нем. Не усложняйте себе работу, не пытайтесь разобраться, почему этот угол именно такой. Ваша цель - увидеть, какой он есть, и отразить свое восприятие в рисунке. (Рисунок 17.12 служит примером такого визирования, но имейте в виду, что углы вашего потолка будут другими, если ваша "точка зрения" другая.)

7. Продвигаясь вперед, вы будете собирать в своем рисунке все больше информации о соотношениях. Это даст вам изобилие возможностей сверять каждое соотношение; вы сможете проверять длину некоторой линии или величину угла относительно сетки, другой линии, другого угла. Это придаст вам больше уверенности в правильности вашего восприятия.

8. Линии, которые вы рисуете, описывают некоторые формы и пространства, и рисунок складывается подобно картинке-головоломке, состоящей из причудливой формы кусочков; углубляясь в эту "головоломку", вы будете все более увлекаться процессом. Вы наверняка испытаете удовольствие от осознания того, что вы, в некотором смысле, обретаете власть над пространством и в то же время некоторое замешательство, вызываемое трехмерностью образов. Л-режим, лишенный господства, со временем поутихнет, и тогда визирование станет увлекательным процессом.



Прочтите пожалуйста все указания прежде чем начнете рисовать



Прочтите, пожалуйста, все указания, прежде чем начнете рисовать.

1. Нарисуйте линии формата, соблюдая примерно то же соотношение ширины и длины, что и на Рисунок 18.9.

2. Положите бумагу на стол и с помощью точилки или ножа соскоблите немного графита с карандаша, наугад рассыпая его по листу. Рассыпав достаточное количество графитного порошка, круговыми движениями вотрите его в бумагу, используя салфетку. При необходимости добавляйте графитный порошок, пока не получите равномерную поверхность достаточно темного серого тона, как на Рисунок 18.10.

3. Теперь рассмотрите фотографию Штейхена. Обратите внимание на формы освещенных участков. При необходимости переверните книгу, чтобы видеть формы более четко. Пока книга перевернута, обратите внимание на то, что на темных участках почти ничего не видно - нет никаких ясно очерченных форм. Но когда вы вернете книгу в нормальное положение, черты лица проявляются как по волшебству, со всей тонкостью выражения лица, которое так интригует и мистифицирует зрителя.

Вашей задачей будет повторить это волшебство, снабжая зрителя минимумом информации, так чтобы он (и вы сами!) мог увидеть воображаемые черты, рисовать которые вам нет необходимости. Более того, вы вообще не будете пользоваться карандашом. Вашим инструментом с самого начала будет резинка. Сгодится любая резинка, какая у вас есть, в том числе резинка на обратном конце карандаша.

4. Вы будете использовать все четыре компонентных навыка рисования: края, негативные пространства, соотношения и пропорции и теперь еще светотень.

Снова посмотрите на светлые участки фотографии и отметьте, где они располагаются относительно краев формата. (Можете положить на фотографию пластиковую сетку, которой вы пользовались в главе 17 и которая поможет вам разместить формы и правильно размерить их в формате, а можете действовать "на глаз". Помните, что визирование соотношений и пропорций - необходимая составляющая любого рисунка.)



Прошлое настоящее и будущее



Прошлое, настоящее и будущее









Прошлое плотное и завершенное



Прошлое - плотное и завершенное, но все еще влияет на настоящее и будущее. Настоящее - сложное и не только является результатом прошлого и ведет в будущее, но является самостоятельной единицей (черная точка). Будущее наименее ограничено, но находится под влиянием прошлого и настоящего. Через все проходит одна линия, потому что все они обладают одним общим элементом - временем".

Демократия



Рауль Дюфи "Скачки в Довиле" 1929 Фрагмент Художественный музей Фогга Кембридж Массачусетс



Рауль Дюфи. "Скачки в Довиле", 1929. Фрагмент. Художественный музей Фогга, Кембридж, Массачусетс











Рей Джу 2 февраля 1984 г



Рисунок 2.15. Рей Джу, 2 февраля 1984 г.











Рембрандт "Рембрандт с тремя усами" фрагмент Эскиз Гн и гжа Роберт Энджел Пасадена Калифорния



Рембрандт "Рембрандт с тремя усами" фрагмент. Эскиз. Г-н и г-жа Роберт Энджел, Пасадена, Калифорния












Рембрандт ван Рейн (16061669)



Рисунок 7.22. Рембрандт ван Рейн (1606-1669). <Ряженые". Перо и чернила с акварелью. Библиотека Пьерпонта Моргана, Нью-Йорк









В настоящее время наша культура



Резюме

В настоящее время наша культура не дает нам достаточных возможностей для такого рода тренировки. Мы привыкли мыслить посредством речевой системы мозга, и этот режим за многие века доказал свою эффективность. Но только теперь мы начинаем понимать сложную двойственную работу человеческого мозга, вербальную и визуальную, что открывает нам новые возможности. Как я себе это представляю, процесс открытия дверей восприятия и высвобождения потенциала для творческой деятельности является двойственным: он предполагает, во-первых, устранение сдерживающей концепции таланта как необходимого условия для усвоения основных навыков восприятия, а во-вторых, преподавание и учебу на основе новых знаний о том, как работает мозг.
Мои требования весьма скромны: если вы способны поймать бейсбольный мяч, продеть нитку в иголку или написать карандашом свое имя, то способны и научиться рисовать умело, красиво и творчески. Учась рисовать воспринимаемые объекты или людей, вы научитесь видеть по-новому, что позволит вам овладеть принципами творческого мышления и решения проблем - как, научившись читать, вы приобретаете вербальные знания и овладеваете принципами логического, аналитического мышления. Используя эти два режима совместно, вы можете научиться мыслить более продуктивно, какими бы ни были ваши творческие цели. Продукты вашей творческой реакции на окружающий мир будут только вашими, вашим личным следом в истории человечества. И вы сделаете огромный шаг к приобретению современного мозга. Я верю, что в скором будущем навыки восприятия в сочетании с вербальными навыками будут рассматриваться как необходимая предпосылка для творческого мышления.

Рисование аналогий из глубины души



Рисование аналогий из глубины души

Овладев азбукой быстрых и медленных линий, выполним следующее упражнение, которое перенесет нас к рисункам, в большей мере раскрывающим сложность и тонкость визуального языка.



Рисование аналогий из образного мышления



Рисование аналогий из образного мышления

В следующем упражнении мы воспользуемся техникой "чистого контурного рисования" для дальнейшего уточнения краев рассматриваемой проблемы и насыщения мозга метафорически-аналоговыми связями с проблемой и реальным объектом.

"Способность среднего человека создавать метафорически-аналоговые связи между очень не похожими областями переживаний была много лет назад продемонстрирована в забавной форме гештальт-психологом Вольфгангом Колером: он попросил испытуемых сопоставить два бессмысленных слова "малума" и *ту-кати" с двумя абстрактными фигурами, показанными внизу. Испытуемые все как один связали малуму с А, а тука-ти - с В".



Рисование как новые возможности



Рисование как новые возможности

Кроме того, овладение рисованием - воистину чудесный опыт, который очень трудно описать словами. Рисование дает вам ощущение силы - не силы над вещами или людьми, а какой-то необычной силы понимания, знания, проникновения. А может быть, это просто сама сила связи: через рисование вы сильнее привязываетесь к вещам и людям, и, возможно, именно эта крепнущая связь создает впечатление личной силы.

Когда рисуешь, всегда присутствует ощущение, что стоит только внимательнее присмотреться, заглянуть достаточно глубоко, и вам откроется какая-то тайна, вы глубже проникните в природу вещей в окружающем мире. Таким образом, обучение рисованию может длиться всю жизнь, поскольку такие тайны лежат на дне бездонного колодца, и искатель хочет, чтобы его поиски никогда не прекращались.

Читатель уже испытал на себе, что рисование и творчество полнятся парадоксами. Одним из таких парадоксов является то, что этот бесконечный поиск мучает, дразнит ложными надеждами и в то же время приносит глубокое удовлетворение. Художнику всегда кажется, что уж следующий рисунок обязательно раскроет то, что он ищет, а потом следующий, следующий... Другой парадокс состоит в том, что, глядя вовне и видя окружающий мир в художественном режиме зрения, вы постигаете самое себя. И наоборот, заглядывая внутрь себя, чтобы отыскать там дремлющего художника, вы постигаете внешний мир. Эти парадоксальные инсайты, я полагаю, формируют основу для чуда и ведут вас к новым творческим достижениям.

Если вы ступили на путь рисования, частое переключение в художественный режим восприятия становится для вас самой естественной вещью. Ваши реакции на окружающих людей, вещи и события каким-то неуловимым образом меняются, потому что вы видите вещи иначе. Поскольку ваши рисунки, что бы вы ни рисовали, часто обнажают неожиданную сложность и красоту, вы становитесь более любопытны и наблюдательны, и образы сохраняют в вашей памяти живость и яркость, не достижимые в обычных режимах восприятия. Со временем разум обогащается образами, тем самым обогащая мышление.

Но самое главное, может быть, состоит в том, что рисование может высвободить художника, таящегося в вас, ту часть вашей личности, которая слишком часто оказывается вне зоны действия сознания. Радость высвобождения вашего истинного потенциала к созданию красоты доступна вам, вам стоит только протянуть руку, лишь бы разум этого захотел.

"Я думаю, что это возвышенное чувство наблюдения за Природой - одна из главных радостей, которую доставляют мне мои попытки живописи... Весь мир открывается со всеми его сокровищами. Простейшие объекты обладают своей красотой... Это не может наскучить... Боже милосердный! Как много того, чем можно восхищаться, и как мало времени нам дано на это!" Уинстон Черчилль Живопись как времяпрепровождение", 1950



Рисование как параллель чтению



Рисование как параллель чтению

Ключевым открытием, я полагаю, было то, что рисование во многом подобно чтению. Что касается чтения, фундаментальное Озарение - то, что слова, написанные на странице книги, имеют смысл, - в идеале достигается в раннем детстве. Это Озарение мотивирует затем поочередное изучение основных компонентов, составляющих умение читать (произношение букв, распознавание слов, грамматика и так далее). Постепенно компоненты составляются в почти автоматический набор стратегий, используемых в рассудочном, логическом, вербальном, последовательном, аналитическом мышлении. И когда это достигнуто, комплексный навык чтения навсегда поселяется в мозгу, готовый к использованию на протяжении всей оставшейся жизни.

Когда я увидела параллельность стратегий в чтении и рисовании, мои представления об обучении рисованию и о мышлении в целом изменились. Я увидела рисование в новом свете: я увидела, что первейшим требованием является то фундаментальное озарение, что рисунки несут в себе смысл, и что это озарение обеспечивает мотивацию для приобретения базовых навыков, составляющих умение рисовать, - ограниченного набора собранных воедино стратегий восприятия. Эти навыки можно освоить в раннем возрасте и использовать в структурном мышлении - короче говоря, использовать рисование как средство познавательного обучения, а не художественного (или в дополнение к нему).

Я полагаю, что эта идея прежде ускользала от меня потому, что компоненты любого комплексного навыка, однажды усвоенные, настолько переплавляются и интегрируются, что почти исчезают друг в друге. Раздельность каждого отдельного навыка, столь очевидная в процессе обучения, потом теряется из виду и перестает осознаваться.

Стандартные программы художественного обучения зачастую затеняют комплексную природу рисования. Студенты проходят курсы, именуемые "Рисование с натуры", "Рисование пейзажей", "Рисование портретов". И это разделение курсов наводит их на мысль, что рисование может быть разным в зависимости от изображаемого объекта. Когда их спрашивают об их навыках рисования, студенты часто отвечают, например, так: "Я хорошо рисую натюрморты и вполне сносно - пейзажи, но фигуры людей получаются не очень, а портреты я не могу рисовать совсем".

Такой ответ может означать, что студент недостаточно усвоил один или несколько фундаментальных навыков рисования, потому что рисование - это всегда одна и та же задача, требующая одновременного применения всех основных компонентов умения рисовать (хотя в одном рисунке художник может делать особый упор на линию, в другом - на негативные пространства, в третьем - на светотень, как показано на с. 143).

Дизайнер Джо Моллой наблюдает параллель между стратегиями дизайнера и стратегиями писателя. Обучая своих студентов навыкам графического дизайна, Моллой рекомендует им практически применять идеи, высказанные в знаменитой книжечке Теодора Странка и Э. Б. Уайта Элементы стиля, руководства, которым пользовалось огромное число писателей после его первого выхода в свет в 1935 г.

Вот некоторые из правил Странка и Уайта, которые Моллой применяет к дизайну:

Опускайте ненужные слова.
Помещайте себя на задний план.
Пересматривайте и переписывайте.
Не пишите лишнего.
Не увлекайтесь пустословием.
Будьте понятны.
Пишите в естественной манере.
Убеждайтесь, что читатель знает, от чьего имени идет речь.

Необходимость овладения всеми компонентами рисования становится более прозрачной, если рассмотреть аналогии с другими комплексными навыками. Для иллюстрации предположим, что вы спросили человека о его умении водить машину и получили такой ответ: "Я хорошо вожу машину по асфальтированной дороге, еще лучше - по автостраде, но на грунтовых не очень получается, а по холмам ездить не могу совсем". Вы бы предположили, что этот человек упустил из виду тот или иной из основных навыков вождения.

Или же вы спросили об умении читать и получили такой ответ: "Я хорошо читаю книги, прекрасно - журналы, но газеты читать получается не очень, а энциклопедии не умею читать совсем". Вы бы сделали вывод, что с фундаментальными навыками чтения этому человеку надо бы еще поработать.

Дело в том, что рисование портрета требует абсолютно тех же навыков восприятия, что и рисование человеческой фигуры, пейзажа или натюрморта - как и слона, как и яблока. Все это одно и то же. И каждый компонентный навык должен быть постоянно готов к использованию, как и навык торможения при вождении автомобиля или навык распознавания слов при чтении.

Автоматическое сложение компонентов в комплексный навык

Рассмотрение других комплексных навыков может также пролить свет на вопрос о соединении компонентов в сплав комплексного умения. Опять же хорошим примером служит вождение автомобиля. Умение водить машину - это комплексный навык, составленный из таких компонентов, как умение управляться с рулевым колесом, умение тормозить, подавать сигналы, использовать зеркало заднего вида и так далее. Поначалу новичок сознательно задумывается обо всех этих компонентах, постоянно напоминая себе: "Сейчас я должен повернуть руль (и не забыть включить сигнал поворота!); сейчас мне лучше прибавить газу; быстрее жми на тормоз!" и так далее.

С приобретением опыта, однако, вождение становится цельным комплексным навыком, в котором различные движения, мысли, действия и поправки складываются в единое целое, получающееся само собой. Опытному водителю больше не требуется сознательно задумываться о компонентах вождения, и он уже способен, сидя за рулем, думать о других вещах. И ясно, что водитель использует всегда один и тот же навык, составленный из одних и тех же компонентов, независимо от направления движения и почти независимо от типа автомобиля.



Рисование как параллельный язык



Рисование как параллельный язык

"Мне представляется, что из всех видов изобразительного искусства ближайшую к чистому мышлению позицию занимает рисование". Джон Эл-дерфилд, директор отдела рисунков Нью-йоркского музея современного искусства, в интервью Майклу Киммельману.

Пассажи из "Новых слов" Оруэллл (1940?) печатаются по изданию Избранные эссе, статьи и письма Джорджа Оруэлла*, том 2: *Моя страна, правая или левая*, 1968

Будучи преподавателем, я, конечно, должна пользоваться словами, чтобы учить студентов. Но как преподавательница рисования, я также пользуюсь другим языком, визуальным языком самого рисунка. Таким образом я решила подойти к проблеме обучения людей творческому процессу в контексте обеих форм языка.

Но только по чистой случайности я наткнулась на малоизвестное эссе Джорджа Оруэлла "Новые слова", написанное, вероятно, где-то в 1940 г. (точная дата, по-видимому, неизвестна). Хотя это эссе посвящено вербальному языку, оно связало воедино сведения, почерпнутые мною из дневников творческих личностей, мое представление о роли Л-режима и П-режима в стадиях творческого процесса и идею, которую я вынашивала примерно двадцать лет: что рисунки - линии на бумаге, создающие или не создающие узнаваемые образы, - можно читать подобно словам и что они раскрывают человеку, наносящему эти линии (как и зрителю), что происходит в его голове.

Это не новая и не оригинальная идея, но меня все более интриговала мысль о том, что рисунки тоже, по-видимому, обнажают, какой именно режим, левомозговой или правомозговой, доминировал в процессе рисования (эта идея была представлена в четвертой главе, когда обсуждался рисунок Мондриана Хризантема"). Кроме того, я проработала со своими студентами идею о том, что чистое рисование - то есть линии на бумаге, являющие собой чистое самовыражение, лишенное каких-либо реалистических или символических образов, - способно раскрывать мысли, о которых сам мыслитель может не догадываться.



Рисование ощущений



Рисование ощущений

Художник-теоретик Макс Билл считал искусство тем посредником, который делает мысль видимой:

" Мысль сама по себе представляется непостижимой напрямую для органов чувств, кроме как через посредство искусства. Поэтому я считаю, что искусство способно передавать мысли, делая их непосредственно воспринимаемыми". Макс Билл "Математический подход в искусстве", 1955



Рисование по интуиции



Рисование по интуиции

Главным персонажем романа Джеймса Джойса *Улисс> является Блум, который во многих отношениях олицетворяет ту мифическую единицу, которую именуют средним человеком. Блум целый день слоняется в одиночестве, необразованный, едва переносимый или отвергаемый всеми. Наконец поздно вечером его одиночество достигает космических обертонов. Он один и окружен бесконечным пространством. Блум ложится в постель,. и наш последний взгляд на него - графический.

В ранних изданиях *Улисса" Блум изображается в виде большой точки:



Рисование портретов в аналоговой форме



Рисование портретов в аналоговой форме

Давайте рассмотрим упражнение, призванное расширить и углубить использование вами визуального языка. Вы будете рисовать портрет, но, пожалуйста, прочтите все указания, прежде чем приступите к работе.

1. Сконцентрируйте мысли на каком-то человеке - личность или характер которого значительны для вашего настоящего или прошлого, но который, быть может,

Аналоговые рисунки нескольких студентов на тему "одиночество" вторят джойсовой большой точке для Блума



Рисование проблемы в аналоговой форме



Рисование проблемы в аналоговой форме

Пожалуйста, прочтите все указания к этому упражнению, прежде чем начнете рисовать. После упражнения я покажу вам некоторые примеры студенческих рисунков - но, опять же, не просматривайте их заранее. Важно, чтобы у вас не было никакого предварительного понятия о том, как будет выглядеть ваш рисунок.

1. Мысленно рассмотрите различные аспекты вашей нынешней ситуации и выберите один из них, который представляется вам проблематичным: что-то такое, что не укладывается в общую схему или что вы не совсем понимаете. Ситуация может быть личного порядка, касающаяся только вас, или касающаяся какого-то другого человека или группы людей, имеющих отношение к вам. Проблема может быть связана с вашей карьерой или бизнесом или с беспокоящими вас личными взаимоотношениями. Однако это должна быть проблема, разрешение которой было бы очень благотворно для вас и окружающих - то есть чем проблема важнее для вас, тем лучше. Вы будете выполнять аналоговый рисунок выбранной вами проблемы.

2. Не называйте проблему, пока не нарисуете ее. Вы дадите ей имя, когда закончите рисунок: ваша цель - обогнуть сети слов, чтобы суметь увидеть, и преждевременное именование проблемы может слишком приблизить вас к сети слов, отчего вы можете упустить какую-то часть проблемы. Если вы говорите себе что-то, используя слова, постарайтесь ограничиться такими словами: "Об этой ситуации я знаю следующее..." или "Меня мучает вот что...", "В данный момент я вижу это так...".

3. Как и при рисовании "портретных аналогий", имейте в виду, что вам не нужно знать заранее, каким будет ваш рисунок. Опять же, цель вашего рисунка - поиск. Поймите также, что этот рисунок не решит проблему - не в этом его цель. Цель состоит в том, чтобы увидеть ситуацию в новом свете, в новом ракурсе, "увидеть всю картину целиком".

4. Рисуйте карандашом и держите под рукой резинку.

5. В качестве первого шага нарисуйте граничную линию. Это нужно для того, чтобы создать формат для проблемы - обрисовать ее линией. Формат может иметь какую угодно форму и размеры. Он может быть нанесен от руки, грубо или аккуратно, или тщательно вымерен и начерчен под линейку. Эта граница отделит проблему от ее безграничного окружения и позволит постигать проблему как единое целое - как integritas Фомы Аквинско-го, первое эстетическое требование.

6. Не редактируйте то, что рисуете. Помните, что это ваш личный рисунок и вы не обязаны его кому-либо показывать. Наберитесь мужества и предоставьте рисунку проявляться на листе бумаги. Ни в коем случае не рисуйте какие бы то ни было предметы: никаких символов,

ФомаАквинский (1225-1274) излагал свою философию красоты точным и простым языком, который вообще был характерен для его творчества:

"Искусство - это переработка человеком постигаемой чувствами или умом материи в эстетических целях. Эстетическая цель будет достигнута, если материя организована удовлетворительным образом. Красота будет достигнута... Ad pulcritudinem tria requiruntur integritas, consonan -tia, claritas. Я перевожу это так: "Для красоты необходимы три вещи - цельность, гармония и ясность". Эти качества соответствуют фазам постижения эстетического объекта. Сначала разум рисует линию, ограничивающую постигаемый объект, отделяя его от безмерного фона пространства и времени. Объект постигается как одна вещь, как одно целое. Это и есть integritas.
Затем наблюдатель переходит от одной точки эстетического объекта к другой, воспринимая соотношения различных частей, сбалансированные внутри его границ, и тем самым ощущает ритм его структуры. За синтезом немедленного восприятия следует анализ понимания: вы постигаете объект как сложный, многогранный, делимый, отделимый, составленный из частей и их суммы, гармоничный. Это и есть consonantia. Наконец, объект воспринимается как вещь как она есть и ничто иное. Этот синтез, единственно позволительный с логической и эстетической точки зрения, открывает нам ясность [claritas]. quidditas, или самость, вещи. То мгновение созерцания, когда объект окончательно постигнут разумом, который перед этим был привлечен цельностью и очарован гармонией, является ослепительно ярким безмолвным состоянием эстетического наслаждения". Роберт С. Риф "Новый подход к Джойсу. 1962

"Возможно, воображение находится на грани восстановления своих прав. Если в глубинах разума кроются странные силы, способные превосходить или даже побеждать те силы, что находятся на поверхности, в наших величайших интересах постичь их и впоследствии при случае подчинить контролю рассудка". Андре Бретон из "Манифеста сюрреализма*, 1924

никаких слов, никаких картинок, радуг, вопросительных знаков, кинжалов и молний - ничего, кроме линий на бумаге, свидетельств визуального мышления.

Если вам кажется, что одного рисунка недостаточно, или если вам хочется внести изменения без стирания больших участков рисунка, возьмите другой лист бумаги и начинайте сызнова, а если понадобится, то еще и еще раз - столько, сколько нужно. Некоторым нравится определять проблему постепенно.

7. Теперь начинайте рисовать.

Когда рисунок завершен, рассмотрите его, держа на расстоянии вытянутой руки. Вы шагнули в первую стадию творческого решения проблем. Вы констатировали проблему на визуальном, параллельном языке. Вы сделали так, чтобы ее можно было увидеть.



Рисование со скоростью улитки



Рисование со скоростью улитки

5. Увидев и зарисовав каждую деталь морщинки, переходите к соседней линии и начинайте точно фиксировать свое восприятие этой линии и ее связи с первой линией. Затем переходите к следующей линии. И так далее.

6. Не поворачивайтесь к рисунку. Не сводите взгляда с кисти руки, пока не зазвонит таймер. Самое главное: продолжайте рисовать без остановки, пока не зазвонит таймер.

7. Игнорируйте протесты со стороны Л-режима, что это "слишком медленно, слишком скучно, слишком нелепо, слишком бесполезно". Продолжайте рисовать, и Л-режим скоро замолчит - возьмет кратковременный отпуск. В это мгновение вы можете обнаружить, что видите по-другому. Вы можете обнаружить, что вам хочется видеть больше, а потом еще больше. Информация, сложные узоры крошечных линий могут вдруг показаться вам необычными и чрезвычайно интересными. Пусть так и будет: это и есть переключение режимов видения, к которому вы стремитесь.

Ощущая себя входящим в несколько иное умонастроение, или состояние сознания, не противьтесь этому. Пребывание в состоянии П-режима доставляет наслаждение и удовлетворение; человек испытывает бодрость, заинтересованность, уверенность в себе и сосредоточенность на поставленной задаче. Тем не менее некоторые люди находят это переключение мышления пугающим, даже приводящим в ужас. Его не нужно бояться, поскольку это состояние настолько эфемерное, настолько хрупкое, что малейшее вмешательство способно разрушить чары или вы сами сможете легко выйти из этого настроения, если захотите.

Чем порождается этот страх? Вот одно размышление, полушутливое: Л-режим может бояться, что если вы уйдете "туда" слишком далеко, вы можете не захотеть "вернуться". Говоря серьезнее, если страх является боязнью "утратить контроль", то беспокоиться не о чем. Когда зазвонит таймер, вы сразу же и полностью вернетесь в "нормальное" состояние Л-режима. Как знает каждый творческий человек, настоящая проблема - в том, чтобы удержать ускользающий П-режим достаточно долго, чтобы успеть закончить работу. Теперь начинайте рисовать.



Рисование в двух режимах



Рисование в двух режимах

Следующее короткое упражнение поможет прояснить разницу между этими двумя методами рисования:

1. На листе бумаги скопируйте кусочек "Хризантемы" Мондриана, например, листок или небольшой участок лепестков. Старайтесь копировать линии точно так, как вы их видите.

2. Затем на том же листе бумаги скопируйте со второго рисунка (Рисунок 4.2) один листок или, может быть, небольшой участок лепестков. Выполняя второй рисунок, замечайте различия в умонастроении, скорости прорисовки линий, сравнивайте сложность рисунка и трудность его выполнения.

3. Напоследок, используя в качестве модели какой-либо реальный цветок, нарисуйте его двумя методами.

"Я должен начинать не с гипотезы, а с конкретных примеров". Плуль Клее *Старая дева", 1931



Рисуем линию видим линию



Рисуем линию, видим линию

Чтобы продемонстрировать язык линии, давайте начнем с азбуки. На листе бумаги нарисуйте три линии: первую нанесите очень быстро, вторую медленнее, со средней скоростью, а третью настолько медленно, насколько возможно.



Рисуя проверяйте где располагаются



Рисунок 2.22. Рисуя, проверяйте, где располагаются точки относительно друг друга, используя воображаемые вертикальные и горизонтальные линии (можно даже нанести эти линии непосредственно на бумагу или прикладывать карандаш)

6. Вы можете сравнивать положение различных точек на рисунке, проводя воображаемую линию (параллельно краю бумаги) от одной точки к другой, как показано на Рисунок 2.22. Это поможет вам размещать различные части относительно друг друга.

Части сойдутся друг с другом подобно причудливо изогнутым кусочкам картинки-загадки, и вы обнаружите, что вам интересно видеть, насколько логично все это сходится.

7. По возможности старайтесь обращать внимание на то, что происходит в вашем мозгу, пока вы выполняете перевернутый рисунок. Попытайтесь заметить состояние (или состояния) сознания. И самое главное, понаблюдайте за своей реакцией в тот момент, когда вы закончите рисунок и перевернете его в нормальное положение.

8. Найдите спокойное местечко, где вам никто не помешает рисовать. Вам понадобится на выполнение этого рисунка примерно двадцать минут. Кто-то рисует быстрее, кто-то медленнее. И нельзя сказать, что одно хуже другого.



Рисунки как красивые жесты



Рисунки как красивые жесты

Штормовое рисование

"Рисование жеста" - это техника быстрого рисования, когда выполняются один рисунок за другим, например пятнадцать рисунков за пятнадцать минут или даже быстрее. Этот прием отстраняет от работы вербальное левое полушарие, и достигается это, я полагаю, следующим образом. Л-режим, предпочитающий относительно медленную, пошаговую, линейную, последовательно-аналитическую процедуру рисования, желательно с использованием знакомых форм, которым можно давать названия, фактически говорит: "Сначала мы нарисуем голову (она примерно овальная), потом шею (две линии), потом плечи (две наклонные линии от плеч)..." Но при "рисовании жеста" Л-режим сталкивается с тем, что вы рисуете наспех, бессистемно, говоря себе: "Лишь бы побыстрее закончить. Быстрее, быстрее!" Л-режим пытается возражать: "Если ты собираешься рисовать таким дурацким образом, на меня не рассчитывай! Я люблю делать все по уму - по-своему! По порядку, последовательно, так, как мы... всегда... это... делаем..." - и отключается. Прекрасно! То, что нам нужно!

Базовый навык, который вы изучите при "рисовании жеста", - это восприятие краев. В рисовании край определяется как место схождения двух вещей - где пространство соприкасается с объектом; где пространство или объект соприкасаются с граничной линией; где кончается одно и начинается другое.



Рисунки студентов



Рисунки студентов

Позвольте показать вам подборку рисунков студентов. (См. Рисунок 2.1 - 2.18 на следующих страницах.) Рисунки "до" выполнялись в самом начале семестра, до какого-либо обучения, а рисунки "после" - спустя примерно двенадцать недель подготовки.

Студенты, выполнявшие эти рисунки, никогда не считали себя художественно одаренными. Они все были немало удивлены своим прогрессом и с большим удовольствием обнаружили в себе способности, которых не было видно раньше. Кроме того, по их собственному утверждению, умение видеть, приобретенное через обучение рисованию, внесло и другие изменения в их восприятие окружающей жизни. Когда их просили описать эти изменения, ответы следовали самые разные: "Теперь я больше вижу"; "Есть столько всего, чего я раньше не замечал"; "Я как будто начал смотреть на вещи по-другому - в некотором смысле, думать по-другому".


Мне всегда были интересны эти суждения, и я просила многих студентов: "Если вам кажется, что ваше восприятие так изменилось после того, как вы научились видеть и рисовать, то скажите мне, пожалуйста, каким оно было раньше?" Самым обычным ответом было: "Трудно сказать, но я думаю, что я большей частью просто давал вещам названия - смотрел на них, но по-настоящему их не видел". Эти комментарии, я думаю, демонстрируют влияние Л-режима, который доминирует - даже довлеет-и заставляет вас видеть вещи, как ему угодно.



Араб на лошади, атакованный



Рисунок 2.19.

Эжен Делакруа (1798-1863). * Араб на лошади, атакованный львом", 1839. Карандаш на кальке. Художественный музей Фогга, Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс. (Коллекция Меты и Пола Дж. Сакс)
Перевернутые рисунки распознавать и понимать очень трудно. Зато как быстро вы ухватите весь образ, когда перевернете книгу вверх ногами.

Вы можете при копировании



Рисунок 2.20.

Павло Пикассо (1881-1973). "Портрет Льва Бакста", 1922. Карандаш. S.P.A.D.E.M., Париж
3. Вы можете при копировании сохранить те же размеры, что и на Рисунок 2.20, увеличить их или уменьшить - по своему желанию. Ваша копия, конечно же, тоже будет перевернутой, как и рисунок в книге.
4. Начинать рисовать можно с любой точки. Поскольку все части складываются воедино, нет никакой фиксированной последовательности - не то, что "первое - первым, второе - вторым". П-режим может начинать работу с любого места, перескакивать с места на место, если пожелает, и заканчивать там, где начал. Вы можете предпочесть начать с верхнего перевернутого изображения и продвигаться вниз; но в любом случае я рекомендую вам переходить от одной линии к соседней и от линии - к прилегающему пространству, как показано на Рисунок 2.21.
5. Если вы и разговариваете с собой, то говорите только о соотношениях частей и о том, как части складываются друг с другом. Например, под каким углом эта линия наклонена к краю бумаги? Каков угол другой линии по сравнению с первой? Как далеко идет этот изгиб относительно ширины (скажем) верхнего края бумаги? Какова форма этого открытого пространства? Не нагнетайте обстановку, произнося про себя какие-либо негативные фразы (например, "Это будет трудно" или "Я никогда не был силен в..>). Просто рисуйте, проверяя углы и изгибы относительно краев бумаги и размещая формы и пространства относительно друг друга.

Рисунок 2 21



Рисунок 2.21