Анимация по методу ключевых кадров
h2>Настройка анимации. Изменить скорость воспроизведения анимации и другие параметры можно в окне диалога Preferences (Параметры) после выбора в списке Categories (Категории) варианта Settings (Настройки). В МАХ нет кнопки, открывающей это окно диалога сразу на нужной вкладке, в то время как в Maya она находится в нижнем правом углу экрана. Общая длина анимации и величина редактируемой в данный момент области указываются с помощью ползунка диапазона, расположенного под ползунком таймера анимации.
Предварительный просмотр и визуализация
Визуализация. В Maya достаточно щелкнуть на кнопке Render the current frame (Визуализация текущего кадра), расположенной в строке состояния, чтобы визуализировать активное в данный момент окно проекции. Можно выполнять панорамирование и менять масштаб изображения в окне Render View (Визуализатор), как и в любом другом окне проекции.
Настройки визуализации. Все настройки параметров визуализации выполняются в окне диалога Render Globals (Общие параметры визуализации). Его можно открыть, щелкнув на пятой слева кнопке панели инструментов окна диалога Render View (Визуализатор) или выбрав команду Window > Rendering Editors > Render Globals (Окно > Редакторы визуализации > Общие параметры визуализации).
Сглаживание. Визуализатор в Maya отличается от того, который вы использовали в МАХ. Настройки сглаживания для эффектов трассирования и построчного сканирования находятся в окне диалога Render Globals (Общие параметры визуализации). В отличие от МАХ, где сглаживание можно просто отключить, в Maya необходимо выбирать уровень его качества.
Визуализация в сети. В Maya визуализация в сети доступна любому пользователю, купившему дополнительную служебную программу, например Lemon или Muster.
Визуализация слоев. Maya позволяет визуализировать сцену поэлементно, что дает возможность манипулировать с тенями, изменять зеркальные отражения ицвет объектов. Результаты визуализации отдельных элементов можно сохранить в отдельных папках в выбранном формате. Это дает возможность контроля изображения на стадии монтажа.
Окно активной раскраски. В МАХ 4 появилось окно диалога Active Shade (Активная раскраска), позволяющее редактировать материалы и освещенность сцены в интерактивном режиме. Эта функция впервые была разработана компанией TDI, которая затем стала частью фирмы Wavefront и существовала задолго до появления Maya. В Maya этот процесс называется интерактивной фотореалистичной визуализацией. После его завершения необходимо выделить рамкой область, которая будет обновляться при редактировании. Точно так же, как и в МАХ, обновляются только результаты изменения освещенности и материалов. Чем меньше область, на которой вы сфокусируетесь, тем быстрее пройдет процесс визуализации. Имеется также возможность средней кнопкой мыши перетащить материал из окна диалога Hypershade (Редактор узлов) на нужный объект в окне Render View (Визуализатор).
Предварительный просмотр анимации. В МАХ можно быстро увидеть результат создания анимации, создав файл в формате AVI с помощью команды Rendering > Make Preview (Визуализация > Создать эскиз). В Maya для этой цели используется встроенный модуль Playblast (Проигрыватель), который вызывается при помощи одноименной команды меню Window (Окно).
Просмотр треков анимации. В Maya редактирование формы анимационных кривых и положения ключей анимации осуществляется с помощью окон диалога Graph Editor (Редактор анимационных кривых) и Dope Sheet Editor (Монтажный стол). Оно используется для изменения формы анимационных кривых и редактирования положения касательных. Монтажный стол лучше подходит для изменения положения ключей во времени, а также для перемещения групп ключей. В отличие от МАХ, где анимационные кривые всех объектов сцены видны сразу, в Maya имеется возможность наблюдать только кривую объекта, выделенного в данный момент. Можно сохранить текущее положение ключей для последующего использования. Их можно посмотреть в окнах диалога, показывающих параметры выделенного объекта.
Просмотр структуры сцены. Окно диалога Schematic View (Просмотр структуры) имеет практически полный аналог в Maya. Это окно диалога Hypergraph (Граф сцены), которое используется для редактирования любого типа связей. Например, можж) разорвать связь между частями материала и поменять их друг с другом. Основные функции, действующие в этом окне диалога, вызываются щелчком правой кнопки мыши.
Видеомонтаж
Хотя в Maya нет элементов интерфейса, подобных окну диалога Video Post (Видеомонтаж) в МАХ, по-прежнему можно создавать такие эффекты, как Glow (Сияние), Depth of Field (Глубина резкости) и Lens Flare (Светорассеяние в объективе).
Glow (Сияние). Для большинства материалов настройка этого эффекта производится в разделе Special Effects (Специальные эффекты) окна диалога Attribute Editor (Редактор атрибутов). Характеристика Glow Intensity (Интенсивность свечения) допускает назначение карты текстуры и, если свечение не должно охватывать всю поверхность объекта, его интенсивность задается именно картой. О Depth of Field (Глубина резкости). Этот эффект входит в число параметров камеры. В общем случае результаты получаются намного более впечатляющими, чем при использовании Z-буфера сцены в МАХ.
Lens Flare (Светорассеяние в объективе). Для получения доступа к параметрам этого эффекта нужно щелкнуть на кнопке с рисунком шахматной доски, расположенной справа от имени параметра Light Glow (Свечение) в разделе Light Effects (Световые эффекты) окна диалога Attribute Editor (Редактор атрибутов) для источника света. Это приводит к созданию узла OpticalFX (Оптические эффекты). Здесь можно создать все типы вспышек, мерцания и пламени.
Частицы. В Maya способ создания
h2>Имитация динамики. В Maya имеется модуль, предназначенный для имитации динамики твердых и упругих тел. Вместо объемных деформаций, использующихся в МАХ, в Maya применяются поля (fields), воздействующие на выделенные объекты сцены и позволяющие осуществлять значительно более точную настройку. Окно диалога Dynamic Relationship (Динамические связи), вызываемое с помощью команды Window > Relationship Editors > Dynamic Relationship (Окно > Редакторы связей > Динамические связи), позволяет указывать, какие именно объекты должны попададь под действие поля. Как и объемные деформации в МАХ, поля влияют и на системы частиц, и на объекты, принимающие участие в имитации динамики.
Импорт/Экспорт из Maya в МАХ
На сайте компании Alias Wavefront можно скачать бесплатный модуль для импорта файлов .3ds, который является основным средством преобразований сеток при экспорте из МАХ. Однако для всестороннего преобразования лучше воспользоваться программой Polytrans, созданной компанией Okino (http://www.okmo. com). На момент написания книги ее стоимость составляла 800 $. Версия для Maya содержит модуль импорта и экспорта файлов, созданных в МАХ. Существует промежуточный формат .bdf, поддерживающий преобразование из Maya в МАХ и обратно практически любой части сцены, включая анимацию, камеры, источники света, материалы, NURBS-объекты и полигональные сетки.
Цвета каркасов. В Maya имеется
Слои. В Maya можно работать со слоями, как и в 3D Studio VIZ, в то время как в МАХ эта функция не поддерживается. Слева от имени слоя находятся два квадратика, в первом указывается режим использования слоя, а во втором — видимость расположенных в нем объектов, как показано на Рисунок А.14. В режиме Reference (Ссылочный) в первом квадратике появляется буква R, а в режиме Template (Шаблон) — буква Т. При этом отсутствует возможность редактирования и выделения объектов, а в последнем случае еще и нельзя использовать объекты слоя в качестве привязки. Кроме того, объекты слоя, находящегося в опорном режиме, хотя и видны в окнах проекции, но не появляются после визуализации. В Maya существует 32 дополнительных цвета, которые можно присваивать слоям. При этом цвет слоя замещает цвет каркасной оболочки объекта. Выделение объекта по имени. В Maya этот процесс осуществляется с помощью окна диалога Outliner (Структура), показанного на Рисунок А.15, которое может как существовать в виде плавающего окна, так и замещать одно из окон проекции. В этом окне отображаются все элементы сцены, которые могут быть представлены и в алфавитном порядке, и иерархически. Имена скрытых объектов выделены синим цветом. Для выделения набора объектов, имена которых расположеныпоследовательно, достаточно щелкнуть на имени первого объекта и, нажав клавишу Shift, щелкнуть на имени последнего. Если требуется выделить имена объектов, расположенные вразбивку, или снять выделение с какого-нибудь из них, используйте клавишу Ctrl.
Группы. В Maya нет необходимости
Группы. В Maya нет необходимости открывать и закрывать группы. Просто создается допускающий анимацию узел, расположенный выше по иерархии. Для перехода от выделенного члена группы к выделению всей группы используется кнопка ^. Соответственно, кнопки со стрелками служат для перехода от одного члена иерархии к другому.
Изопараметрические кривые. Нужно
Рисунок А.12. В режиме выделения подобъектов состав кнопок маски выделения зависит от типа выделенного объекта
Деформации сетки. Некоторые типичные модификаторы МАХ, такие как Bend (Изгиб), Twist (Скрутка) или Skin (Оболочка), можно найти в окнах диалога, появляющихся в режиме Animation (Анимация). В Maya редактирование и деформация объектов в общем случае осуществляются в режимах анимации и моделирования. При этом Maya, как и МАХ, позволяет анимировать практически любой параметр.
История редактирования объектов и стек модификаторов. В Maya история редактирования объектов намного более детализирована по сравнению с МАХ, потому что сохраняется информация о каждом действии, совершенном с объектом, а не только набор примененных к нему модификаторов. Окно каналов в Maya содержит подобный список настроек объектов. В МАХ иногда нужно производить свертку стека модификаторов, чтобы ускорить загрузку файла и уменьшить его размер. В Maya для этого после завершения процесса редактирования объекта необходимо удалить его историю, выбрав команду Edit > Delete by Type > History (Правка > Удалить все объекты типа > История).
Моделирование. Этот процесс в
Моделирование. Этот процесс в Maya осуществляется как на основе полигональных сеток, так и на основе NURBS-кривых. При этом NURBS-кривые в Maya намного сложнее и функциональнее своих аналогов в МАХ. При работе с данными объектами следует принимать во внимание следующие аспекты:
Объемный свет. В Maya этот эффект
Объемный свет. В Maya этот эффект создается в разделе Light Effects (Световые эффекты) окна диалога Attribute Editor (Редактор атрибутов) для источника света типа Spot (Прожектор). Щелкните на кнопке с рисунком шахматной доски, распо-ложенной справа от имени параметра Light Fog (Светящийся туман), для создания эффекта светящегося тумана.
Окна проекции
Окна проекции
В Maya нет специальных кнопок, активизирующих инструменты изменения масштаба, облета камерой, панорамирования и т. п. Для совершения этих действийиспользуется трехкнопочная мышь и клавиатурные комбинации. Для облета камерой, панорамирования и изменения масштаба нужно нажать клавишу Alt и левую, среднюю или обе эти кнопки мыши одновременно. Перемещение указателя мыши в этом случае приведет к выполнению соответствующей операции. В МАХ тоже существует возможность изменять угол обзора подобным способом, но большинство пользователей об этом не знает. Облет камерой выполняется перемещением указателя при одновременно нажатых клавише Alt и средней кнопке мыши. Для выполнения панорамирования достаточно нажать среднюю кнопку мыши и перемещать указатель. А вращение колесика прокрутки приводит к изменению масштаба объектов в активном окне проекции. В Maya функции панорамирования и изменения масштаба используются не только для окон проекции, но и для многих окон диалога. Особенно это полезно при работе с окном диалога Hypershade (Редактор узлов), используемым для создания и редактирования материалов, так как позволяет просматривать в рабочей области образцы материалов в любом масштабе.
Ортографические и перспективные
Ортографические и перспективные проекции. В МАХ любые проекции являются случайными и виртуальными, в то время как в Maya существуют невидимые камеры, транслирующие изображение объекта из трех точек. Они формируют проекции Front (Вид спереди), Тор (Вид сверху) и Side (Вид сбоку). Для изменения таких параметров, как ближние и дальние плоскости отсечки, а также поля зрения, необходимо редактирование параметров камеры. Получить к ним доступ можно, выбрав в меню View (Вид) соответствующего окна проекции команду Camera Attribute Editor (Редактор атрибутов камеры). Появляется окно диалога, в котором можно отредактировать параметры камеры. Камеры, демонстри-рующие ортографические проекции, не могут двигаться по кругу. При этом любая центральная проекция может стать ортографической, если установить флажок Orthographic (Ортографический) в окне диалога Attribute Editor (Редактор атрибутов), как показано на Рисунок А.З. Доступ к параметрам камеры, использующейся для показа центральной проекции, осуществляется аналогичным образом.
Показ объектов в окнах проекции
Координатные сетки. Щелчок на квадратике, расположенном справа от команды Grid (Сетка) меню Display (Отображение), приводит к появлению окна диалога Grid Options (Параметры сетки), показанного на Рисунок А.16. В Maya 4 появилась возможность задавать цвет сетки, а также главные и второстепенные линии.
А. Работа с Maya для пользователей МАХ
Приложение А. Работа с Maya для пользователей МАХ
Привязки. Возможность работы с
Привязки. Возможность работы с привязками в Maya намного превосходит те, что предлагает МАХ. Расположенная в строке состояния группа кнопок, на каждой из которых присутствует изображение подковы, активизирует различные режимы привязки (Рисунок А.17). Также можно на время включить режимы привязки к сетке, кривым и точкам нажатием клавиш х, с и v соответственно. Maya помогает осуществить привязку объектов к линиям и поверхностям (в этом случае область перемещения объекта ограничена одним или двумя измерениями), а также к точкам (что лишает объект возможности перемещения).
А.2. Квадрупольные меню
Рисунок А.2. Квадрупольные меню в МАХ выполняют ту же функцию, что и меню оперативного доступа в Maya
А.4. Настройка режима
h2>Рисунок А.6. С помощью кнопок выбора варианта компоновки и расположенных под ними кнопок со стрелками можно быстро выбрать нужные окна проекции
А.10. Кнопки перехода
Создание экземпляров. В Maya параметры, указанные в процессе дублирования, сохраняются. Чтобы вернуть их к заданным по умолчанию значениям или изменить тип получаемого дубликата, следует открыть окно диалога Duplicate Options (Параметры дублирования), показанное на Рисунок А .11. Теперь можно установить переключатель Geometry Type (Тип дубликата) в положение Сору (Копия) или в поло-жение Instance (Экземпляр). Здесь же можно указать число получаемых дубликатов и их смещение друг относительно друга.
А.11. Окно диалога Duplicate
Связывание объектов. В Maya не существует кнопок, подобных Select and Link (Выделить и связать) и Unlink Selection (Разорвать связь с выделенными объектами). Связывание объектов в иерархические цепочки и разрыв таких цепочек осуществляются с помощью команд, расположенных в нижней части меню Edit (Правка). Им соответствуют клавиша р (для связывания) и клавиатурная комбинация Shift+P (для разрыва связи) Имейте в виду, что в этом случае имеет значение регистр букв.
Создание и редактирование объектов
А.З. В окне диалога Camera
Режимы показа объектов в окнах проекции. В МАХ достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши на имени окна проекции, чтобы получить доступ к выбору режима показа объектов. В Maya переход от режима показа тонированных оболочек объектов к режиму каркасного отображения осуществляется похожим образом, но для этого используется выпадающее меню, расположенное в верхней части окна проекции. Меню Shading (Затенение), показанное на Рисунок А.4, содержит большинство команд, знакомых пользователям МАХ, которые предназначены для выбора режима показа объектов. Меню Panels (Панели), показанное на Рисунок А.5, содержит тот же набор команд, что и окно диалога Viewport Configuration (Конфигурации окон проекции) в МАХ.
Компоновка окон проекции. С левой стороны окна Maya расположена панель инструментов, в нижней части которой находится набор кнопок выбора наиболее часто используемых вариантов компоновки окон проекции, как показано наРисунок А.6. Щелчок правой кнопкой мыши на любой из кнопок приводит к появлению списка прочих вариантов компоновки. В МАХ для изменения компоновки окон проекции нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на имени окна и выбрать в появившемся меню вариант Configure (Конфигурировать) и перейти на вкладку Layout (Компоновка) появившегося окна диалога. В Maya также можно выбирать, какое окно проекции будет показано в каждом конкретном случае, воспользовавшись кнопками с указывающими вниз стрелками, которые расположены под кнопками быстрого выбора варианта компоновки.
Сцена целиком и выделенные объекты
Рисунок А.1. Работа с меню оперативного доступа после того, как большинство элементов интерфейса были скрыты
Удобным элементом интерфейса в МАX являются числовые поля. Справа от каждого такого поля находяться две кнопки, одна сос стрелкой, указывающей вверх, а другая со стрелкой, указывающей вниз. В Maya имеется виртуальный ползунок. Для его активизации нужно выелить имя соответствующей переменной в окне каналов и, нажав среднюю кнопку мыши, переместить указатель по горизонтали в любом из окон прроекции.
Справа от большинства команд в Мауа находится квадратик, щелчок на котором приводит к появлению окна диалога с параметрами данной команды. В МАХ, наоборот, параметры объекта или модификатора всегда принимают последние заданные значения. В Maya вы можете легко вернуть параметры к заданным по умолчанию значениям, выбрав команду Reset Settings (Сбросить настройки) в меню Edit (Правка) окно диалога.
Для выделения набора объектов в MAX используется нажатие клавиши Ctrl, сопровождаемое щелчком на объекте, который необходимо добавить в выделенный набор. Если же вы хотите исключить объект из выделенного набора, необходимо щелкнуть на нем при нажатой клавише Alt. В Maya как выделение объектов, так и его снятие осуществляются при нажатой клавише Shift. При этом вы можете выделять объекты щелчками левой кнопки мыши или рисуя вокруг них выделяющую рамку. При этом клавиша Ctrl всегда используется для снятия выделения. Обратите внимание, что в Maya существует только режим пересекающего выделения, то есть выделенными оказываются все объекты, хотя бы частично попавшие в рамку.
Создание объектов/источников света/камер
Создание объектов/источников света/камер. В Maya все создаваемые объекты имеют заданный по умолчанию размер и появляются только в начале координат, в то время как в МАХ можно щелкнуть в произвольном месте и, перетащив указатель мыши, получить объект нужного размера.
Типы источников света. Основные
h2>Создание источников света. В Maya источники света, как и остальные объекты, появляются в начале координат и имеют фиксированный размер, равный единице. Для их создания используется команда Create > Lights > Light Type (Создать > Источники света > Тип источника). Можно изменить размер значка источника света и для всех типов источников света, кроме Area (Прямоугольный), это не окажет никакого влияния на освещенность сцены.
Создание теней. Как в Maya, так и в МАХ имеется два типа теней — трассированные и получаемые на основе карты глубины. В МАХ тени последнего типа являются более размытыми и требуют меньше времени на вычисления, чем более резкие трассированные тени. В Maya границы трассированных теней можно размыть, увеличив радиус источника света, но имейте в виду, что это сильно замедляет время визуализации. Уникальным свойством теней, получаемых на основе карты глубины, является возможность повторного использования этой карты. Это позволяет ускорить проведение визуализации во второй раз. Кроме того, вы можете изменять карту глубины с помощью программ для редактирования изображений. В МАХ тени, полученные на основе карты, вычисляются динамически и не учитываются в каждом следующем кадре.
Исключение объектов из освещения. В Maya можно указать, какие объекты будут освещаться определенным источником света. Для этого используется специальное окно диалога, вызываемое командой Window > Relationship Editors > Light Linking (Окно > Редакторы связей > Связывание источников света). Можно выбирать как источники света, так и объекты. Группировка и назначение мишеней происходит в разделе Light Sets (Наборы источников света).
Материалы
Материалы. Редактор материалов в Maya коренным образом отличается от аналогичного окна диалога в МАХ. Он называется Hypershade (Редактор узлов) и вызывается с помощью команды Window t Rendering Editor > Hypershade (Окно > Редакторы визуализации > Редактор узлов). В рабочей области может располагаться произвольное количество образцов материалов.
Создание материала начинается с выбора типа раскраски, затем различным характеристикам материалов можно назначить карты текстур.
Библиотеки материалов. В окне диалога Hypershade (Редактор узлов) вы работаете с материалами, которые хранятся в файлах с разрешениями .та или .mb. То есть можно загрузить эти материалы и назначить их объектам текущей сцены.
Карты текстур. При просмотре параметров материала в окне диалога Attribute Editor (Редактор атрибутов) можно заметить, что справа от имени ряда параметров находится кнопка с рисунком шахматной доски, как показано на Рисунок А.19. Такой вид кнопки говорит о том, что определенной характеристике материала не была назначена карта текстуры. Рассмотрим соответствие характеристик в МАХ и Maya.